Краков, ICE Classic 2019: Philippe Jaroussky

Добавлено 06 июля 2019 Анна Сахарова

Музыкальный фестиваль «ICE Classic 2019» в Кракове завершился 3 июля концертом знаменитого французского контратенора Филиппа Жарусски (Philippe Jaroussky) и ансамбля «Artaserse», представивших оперную музыку Франческо Кавалли. Программа концерта была выстроена на основе свежего диска Жарусски «Ombra mai fu», выпущенного «Erato» в марте этого года.

Кавалли (Francesco Cavalli, 1602 — 1676) — один из самых успешных венецианских композиторов XVII века, ученик Монтеверди, написавший более 40 опер и сравниваемый современниками с Амфионом, который своей игрой на лире приводил в движение даже камни. Это довольно своеобразная и сложно выстроенная музыка, которая балансирует между декламационно-риторической и ариозной стилистикой, требуя большой гибкости и чуткости исполнения. Именно этими качествами и блеснули музыканты.

Жарусски и «Artaserse» представили искусство самого высокого порядка, искусство, которое питает душу, возвышает и наполняет ее. А еще — превращает концерт в общее эмоциональное действо, в сотворчество, когда исполнители и зрители дышат в такт, погружаясь все глубже в музыку, в царство прекрасного.

Публику, собравшуюся 3 июля в зале Centrum Kongresowe ICE Kraków нужно отметить особо: она проявила удивительное единение с музыкантами, сохраняя заветную тишину и каждый раз позволяя замереть последним звукам произведения, отрезонировать в пространстве, в сердцах и только потом откликнуться аплодисментами. На этом белом холсте ожидающей тишины вычерчивались изящные абрисы скрипичных монологов и диалогов, мягкая ретушь теорбы и гитары, сочные мазки виолы да гамба, всплески аккордов арфы и клавесина. Партия перкуссионистки (Michèlle Claude), напротив, сразу вызывала оживление в зале: так ярко и пластично она «жонглировала» тембрами из своего арсенала. И так изысканно и филигранно сплеталась вокальная линия с инструментальным обрамлением, такая тонкость нюансов была во всем этом, что музыка Франческо Кавалли раскрылась, заискрилась и ожила. И именно в этом я вижу особую заслугу музыкантов — ведь они не просто интерпретировали, а во многом реконструировали партитуры. В интервью Жарусски говорит, что в партитурах Кавалли зачастую сохранились только схематично записанные басовая и вокальная линии, поэтому исполнению предшествовала большая работа по поиску удачной инструментовки, мелодическому и гармоническому наполнению средних голосов.

Наверное, я не найду новых слов в море хвалебных эпитетов, которыми награждают голос Жарусски критики и поклонники; скажу лишь, что в этот вечер и в этом зале он звучал невероятно прекрасно, проявляя все присущие ему достоинства — и нежность, и жемчужную переливчатость, и матовую глубину, и ликующую звонкость. Но самое важное в его искусстве — это артистическая вдумчивость и эмоциональная чуткость, которую он проявляет к музыке, представляя ее красоту внимательному слушателю. Эта тонкая материя не всегда сохраняется «законсервированной» в записях, поэтому, если есть возможность — постарайтесь услышать Филиппа Жарусски и ансамбль «Artaserse» вживую, потому что один концерт скажет душе и сердцу больше, чем все рецензии и отзывы.

Постскриптумом отмечу отличную организацию концерта: роскошные бесплатные буклеты с программой концерта, текстами всех арий на итальянском и польском языке и эссе о Кавалли, информативное вступительное слово (тоже на двух языках — польском и английском), красиво оборудованное место для автограф-сессии с диваном и хорошим освещением. Конечно, певцу, наверное, непросто было еще два часа продержаться после концерта, но для нас, поклонников, это время в очереди стало дополнительным бонусом.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Гузель. Казань., 06 июля:

    Прекрасный отзыв, прекрасный концерт, всегда в единении замысла композитора, исполнителей и Дирижёра.

© 2009–2019 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору