Предстоящие мероприятия


Хабаровск, Хабаровский край
24 апреля 2018

Хабаровск, Хабаровский край
25 апреля 2018

Хабаровск, Хабаровский край
27 апреля 2018

Хабаровск, Хабаровский край
28 апреля 2018



Читайте на эту же тему







Марина Цветникова: «Не забывайте делать невозможное»

Добавлено 12 декабря 2013

Хабаровская краевая филармония

В октябре нынешнего года в творческой биографии солиста Хабаровской краевой филармонии пианиста Владимира Будникова случились два больших события: он блестяще сыграл сложнейшую рахманиновскую программу в Ongakunotomo Hall’е в Токио, а позднее, в конце октября, в Большом зале филармонии состоялся концерт-премьера и презентация его третьего CD «И.Ахрон. Соната №2 для скрипки и фортепиано», записанного с коллегой из Японии скрипачом Джюном Танимото. Впрочем, такие концерты и проекты для музыканта скорее норма, чем отдельно взятое событие.

Есть порода людей, словно одержимая творчеством, созидающая, подвижническая, для которой жить – это ставить всё более и более высокую планку. И Владимир Будников – один из них. Блестяще образованный музыкант, в его активе две консерватории и одна аспирантура, он ведёт активную и интенсивную концертную деятельность, участвует в международных проектах, сотрудничает с Союзом композиторов, успешно преподаёт, записывает в Токио CD диски и является бессменным лидером своей «Фортепианной гостиной», которой в эти дни исполняется 15 лет. Хочется спросить: «А как достигается столь многогранный результат?»

Пианист

Как сказал однажды выдающийся русский пианист и композитор XIX века Антон Рубинштейн: «Существует великое множество пианистов, но слишком мало кто из них может вытащить из музыки её сокровенный смысл. Они играют профессионально, грамотно, но слишком малому количеству из них есть что сказать…»

О Владимире Будникове мы можем сказать с точностью до «наоборот». «Сокровенный смысл» слышен с первых же тактов произведения. Не каждый музыкант, заявляя в концерте «Утешения» Франца Листа, «перелопатит» всю научную библиотеку в поисках переводов поэтического первоисточника («Утешений» французского поэта Сент-Бёва) для того, чтобы проникнуться французским духом. Или открыть слушателям роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» – ключ к гениальной 29 сонате Людвига ван Бетховена – чтобы донести смысл позднего творчества любимого композитора. В его душе постоянно происходит глобальная внутренняя работа. Это те самые ? айсберга, которые сообщают произведению сокровенный смысл.

Органист

Когда в филармонии появился орган, стало совершенно очевидно, что городу нужен свой органист. Министр культуры Александр Вячеславович Федосов, учитывая огромный интерес публики к органным концертам, нашёл возможность, в том числе и финансовую, чтобы отправить учиться Владимира Будникова в консерваторию. В 2010 он окончил с отличием Нижегородскую государственную консерваторию им М.И Глинки по классу органа. Его профессором стала заслуженная артистка России, профессор Заряна Скульская.
В 2010 году в филармонии открылся органный абонемент «Рассказы Дедушки Органа». Автор цикла из 8 увлекательных детских программ об истории органного искусства и ведущая этих концертов – музыковед Татьяна Филобок. Проект внёс ещё одну яркую страницу в насыщенную филармоническую жизнь.

Концертная деятельность

Счёт концертам, которые дал Владимир Будников, давно идёт на сотни. В нынешнем 2013 – рахманиновском – году их было особенно много, так как Сергей Рахманинов один из наиболее близких музыканту композиторов. Идентичная «лепнина» рук позволяет выучивать такие музыкальные полотна, как знаменитый Третий фортепианный концерт.

Как в крупной форме, так и в миниатюрах – прелюдиях и этюдах-картинах, Владимир равно убедителен. «Никто из композиторов до С.Рахманинова – сказал он в одном из своих интервью, – не поднимал силу эмоций до такого накала. Музыка – это выраженная в звуках жизнь души».
Японцы, тонкие ценители русского гения, с восторгом воспринимали сложнейшую программу Рахманинова, сыгранную Владимиром 14 октября нынешнего года в Токио в Ongakunotomo Hall’е. Это далеко не первое сольное выступление пианиста в Японии: Владимир неоднократно играл в стране Восходящего солнца, включая в свои программы музыку Баха, Брамса, Метнера, Прокофьева.

Надо сказать, что для пианиста не существует разницы, где концертировать: Япония ли это, дальневосточная глубинка, или города запада России, он всегда равно ответственно относится к своим выступлениям. Особенно плодотворно и много он работает в своём регионе, охватывая такие города как Магадан, Южно-Сахалинск, Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Биробиджан, Благовещенск, Тында, Владивосток, Уссурийск и многие другие.

«Возвращение музыкального наследия России»

Есть композиторское имя, которое на творческом пути музыканта становится ключевой фигурой. Для Владимира Будникова – это Николай Метнер. Его творчество явилось для пианиста настоящим открытием и откровением.
Третий фортепианный концерт Н.Метнера пианист сыграл в 2009 году в Нижегородской филармонии им.М.Ростроповича с Нижегородским симфоническим оркестром (дирижёр – народный артист России А.Скульский), тот же концерт позднее в 2012 году с Карельским симфоническим (дирижёр Дм.Васильев, Омск). Исполнение концерта Метнера в этих городах можно назвать российскими премьерами.

Фортепианные концерты Н.Метнера впервые прозвучали и на Дальнем Востоке России на сцене Хабаровской краевой филармонии с Дальневосточным академическим симфоническим оркестром: Третий концерт в 2009 году (дирижёр В.Куликов, Тамбов), Первый концерт в 2010 году (дирижёр Д.Власенко, Москва).

Владимир Будников стал инициатором проекта «Возвращение музыкального наследия России» в 2006 году в стенах Хабаровской краевой филармонии. За последние три года «вернулись» композиторы-эмигранты: С.Ляпунов (Фортепианный секстет), Н.Черепнин (цикл фортепианных концертов-бесед о дворянском воспитании «Азбука Бенуа»), И.Ахрон…

Впервые в мире. И. Ахрон Соната №2 для скрипки и фортепиано

Остановимся подробнее на концерте-презентации нового CD диска Джюна Танимото и Владимира Будникова, которая прошла 30 октября в Большом зале филармонии. Это действительно – премьера, музыкальное событие исторического масштаба, так как впервые в мире была представлена запись скрипичной сонаты №2 Иосифа Ахрона в форме концерта, на котором публика услышала это интереснейшее сочинение. И, конечно же, впервые эта уникальная соната исполнялась на филармонической сцене. Два музыканта – японский скрипач Джюн Танимото и русский пианист Владимир Будников – проделав титаническую работу, донесли до слушателей трагические коллизии 1917-1918 годов, и все присутствующие ощутили буквально «кожей» атмосферу того времени без лжи и пафосных словес.

Надо сказать, этому русско-японскому альянсу уже 12 лет. И соната Ахрона – их третий диск, записанный в Токио фирмой Mittenwald.

Теза музыкантов – открывать новые композиторские имена, зачастую «забытых» русских композиторов-эмигрантов, чьё творчество долгое время было закрыто для русского слушателя. Способность идти неторными дорогами – это по-настоящему просветительская и подвижническая задача. В.Будников фанатически предан музыке. Он возвращает России её драгоценное наследие, вытаскивая нас из меркантильного, растленного, бездуховного времени.

«Фортепианная гостиная» Арт-подвальчика

«Фортепианная гостиная» собственное «детище» Владимира, которому в эти ноябрьские дни исполняется 15 лет. В далёком 1998 году, через полгода после приезда пианиста в краевую столицу, возникла потребность создания собственного культурного пространства.

Краевая филармония была на капитальном ремонте, и в городе был настоящий концертно-гастрольный вакуум. Во многом появлению этого уникального камерного пространства способствовала председатель Хабаровского отделения Российского фонда культуры Светлана Юрьевна Черепанова.

Атмосфера этих концертов необыкновенна. Там, в тёплом сиянии свечей, среди живописных полотен, звучит голос старого благородного рояля «Bluthner». Программы формирует сам Владимир, ибо здесь он – хозяин каждого движения души.

Публика, а среди неё немало известных в Хабаровске людей, таких как филолог, прозаик, эссеист В.Катеринич, учёный и художник Дм. Ефремов говорят, что живут от концерта до концерта. Публика приходит не только для того чтобы слушать игру Владимира, она приходит и за неповторимыми авторскими комментариями пианиста, который сам ведёт свои концерты.

Успешная педагогика

Самое удивительное в музыканте то, что являясь солистом филармонии и концертирующим пианистом, он является также незаурядным педагогом. Обладая огромным багажом знаний, он умеет из любого студента вытащить все его лучшие качества, умеет увидеть его потенциал и перспективы. Думаю, редкой удачей является учиться у музыканта такого масштаба.

Мир искусства

Есть в филармонии настоящий exclusive – возрождённые на принципиально новом уровне абонементные концерты. Особо хочется отметить уже прозвучавший в 2010-2011 годах цикл «Великие романтики XIX века», состоящий из трёх монографических концертов и посвящённый 200летним юбилеям композиторов: «Лунное безумие музыки Шумана», «Дневники Шопена», «Годы странствий Листа». На этих концертах царила атмосфера единения и внутреннего комфорта.

Появлению таких проектов публика обязана, прежде всего, талантливой ведущей кандидату искусствоведения, председателю ДВ отделения Союза композиторов Ларисе Михайленко. Сдержанно и просто, искренне и обаятельно звучат её насыщенные мыслью лаконичные тексты. Всегда содержательные, наполненные рассказом о неординарных событиях из жизни композиторов и редкими фактами их биографии. Она словно настраивает слушателей на восприятие сложной музыки.

В 2013-2014 годах слушателей ждёт вторая часть проекта «Мир искусства» интереснейший цикл «Окно в Европу», он состоит из 4х программ: «Русская эмиграция. Рахманинов», «Из Петербурга в Москву», «Русская хандра», «Русские сезоны».

Послесловие

Живя в дальневосточной столице, он успешно концертирует как по Дальнему Востоку, так и по России. Частый гость в Японии. Активно сотрудничает с Хабаровским отделением союза композиторов. Пропагандирует музыку дальневосточного композитора А.Новикова в том числе и в Японии. Его моноопера «Разговор человека с собакой» для голоса и фортепиано (солист – заслуженный артист России Владимир Жибоедов, баритон) была исполнена в нескольких городах совместно с японской актрисой театра «Гэкидан Хайюдза» Ивасаки Канэко. Ассоциация «Япония-Евразия» выступила организатором этого проекта наравне с посольством России в Японии, представительством в Японии Российского центра международного сотрудничества в области науки и культуры при МИД России.

Творческая жизнь В.Будникова отмечена множеством наград. Он является дважды лауреатом Губернаторской премии в области музыкального искусства. Лауреатом премии фестиваля духовной культуры «Святой России край». Имеет благодарность от Ассоциации «Япония – Евразия» (Токио). Награждён грамотой министерства культуры России.

О творчестве пианиста можно прочесть в журналах: «Словесница искусств» 2004 (№13), 2010 (№2), 2011 (№1), 2012 (№1 и №2) Хабаровск; «Рэкодо гэйдзюцу» №4 2008, Токио; «Онгаку гэндай» №1 2009, Токио; «Лучшее в Хабаровске» март 2009; «Иные берега» Московский журнал о русской культуре за рубежом, №2 2010.

Я спросила у Владимира: «Какие проекты он хочет реализовать в 2014, 2015 годах?» И он мне ответил: «Сыграть с Дальневосточным академическим симфоническим оркестром все фортепианные концерты Н. Метнера. Думаю, что с главным дирижером и художественным руководителем оркестра Тиграном Ахназаряном - вдумчивым, ищущим и целеустремлённым музыкантом этот проект получит ярчайшее воплощение и может стать событием в культурной жизни России».

Каков же он, пианист, органист, педагог – Владимир Будников?

Он прост и обаятелен, обладает неподражаемым чувством юмора, интеллектуален и интеллигентен, и фанатически предан избранной стезе. В своём многомерном жизненном пространстве он максимально выражает себя. Легендарная фраза А.Рубинштейна «Не забывайте делать невозможное» – credo его творческой жизни.

Автор: Марина Цветникова

Хабаровская филармония

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Сергей Казань, 24 мая 2017:

    Володя ! Потрясаяще!!!

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору