Предстоящие мероприятия

Белгород, Губкин, Старый Оскол
декабрь 2016






Белгород
7 января 2017

Читайте на эту же тему






Мартин Бамбауэр: Звучание органа — это звучание вечности

Добавлено 23 марта 2015 Marina Andreykina

Органный зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Марина Андрейкина

21 марта 2015 года в Органном зале Белгородской государственной филармонии в рамках проекта «Органисты европейских соборов» состоялся концерт органиста из Германии Мартина Бамбауэра.

Мартин Бамбауэр — один из знаковых органистов Европы. Он родился в 1970 году в городе Везель (Северный Рейн). Обучался протестантской церковной музыке в Дюссельдорфской консерватории имени Роберта Шумана (игре на органе у Ганса-Альфонса Зигеля и профессора Ханса-Дитера Мёллера, импровизации у профессора доктора Густава А. Крига).

После выпускного экзамена (импровизация — с отличием) продолжил обучение игре в консерватории Франкфурта-на-Майне (Университет музыкального и драматического искусств) у профессора Даниэля Рота. В дальнейшем стажировался на многочисленных мастер-классах у таких известных артистов, как Оливье Латри, Бен ван Оостен, Эвальд Куйман, Юн Лауквик и Мари-Клер Ален.

Победитель международных органных конкурсов, участник международных фестивалей органной музыки, Мартин Бамбауэр выступал с органными концертами по всей Германии, в том числе в Ульмском соборе, в церкви Marktkirche в Висбадене, в Альтенбергском соборе, в Аббатской церкви Химмерод, в Эрфуртском соборе, в церкви замка в Альтенбурге, во Фрауэнкирхе в Дрездене, а также в Швейцарии, Франции (в Париже в церкви Св. Августина, в соборах Ste-Trinité, St. Sulpice, в соборе Нотр-Дам), Бельгии, Англии (в Глостерском соборе), Шотландии, Норвегии, Италии, России (Санкт-Петербургская филармония) и часто в США.

Являясь почитателем музыки Баха, органист неоднократно исполнял полное собрание сочинений композитора для органа. Кроме того, исполненные Бамбауэром мировые премьеры произведений Сезара Франка на органе Cavaillé-Coll в Каркассонском соборе получили высокую оценку критиков (Fono Forum, Musica Sacra).

Мартин руководит в Трире Баховским хором и хором Каспар Олевиана, который он основал в 2000 году. Он был органистом и музыкальным руководителем (кантором) в соборе Базилика Константина в Трире (с 1999 года), а также директором музыки в протестантской церкви в Трире.

В прошлом году Бамбауэр инициировал знаковый в Европе проект — для собора Базилика Константина, крупной исторической церкви, органостроительной фирмой Hermann Eule (Баутцен) был создан новый четырехмануальный симфонический главный орган.

Немецкий музыкант впервые побывал в Белгороде и прилетел в Россию (во второй раз) специально для того, чтобы дать свой сольный концерт для белгородской филармонической публики.

Мартин Бамбауэр обрадовался тому, что в Белгородской филармонии установлен орган именно немецкой фирмы Hermann Eule Orgelbau — инструменты этой фирмы, имеющей богатую 140-летнюю историю и сложившиеся традиции, в числе его самых любимых. Музыкант считает, что за два последних десятилетия органы Eule стали очень современными и приобрели возможности симфонического звучания, а также большего погружения в медитативность, что даёт возможность абстрагироваться как в католическом соборе.

Об этом, а также о своём видении органной музыки гость Белгорода охотно поделился с читателями портала «Афиша и новости культурного Белгорода».

— Мартин, как у Вас возникла любовь к органу? С чего начинался Ваш музыкальный путь?

— Мой интерес к органу, скорее всего, перешёл ко мне от моих родителей. Мой отец был пастором, и моё знакомство с органом произошло в очень раннем возрасте. С трёх лет я стал играть на фортепиано, а первые уроки игры на органе относятся к тому времени, когда мне было 12. Любовь к органу появилась, вероятно, немного позже, лет в 15-ть, так как органная музыка намного более отвлечённая и трудная для понимания, по сравнению с фортепианной. Впоследствии я был полностью поглощён органом и знал, что хочу стать церковным музыкантом.

— Какой репертуар предпочитаете исполнять больше всего на органе?

— Позднеромантический. Музыку французских романтиков, она близка мне по духу. Также я очень интересуюсь музыкой английских композиторов, а также других авторов, творивших на рубеже веков.

— На Ваш взгляд, есть разница в восприятии при исполнении музыки на органе в концертном зале и этой же музыки в церкви?

— Конечно, многое зависит от акустики. При исполнении органной музыки в концертном зале с немного суховатой акустикой органисту может не хватать того объёма звучания, который есть в церковных соборах.

— Вы отдаёте предпочтение немецкой фирме Eule. А органы каких фирм вам ещё импонируют?

— Да, мастера фирмы Eule, действительно, создают прекрасные инструменты, способные передать самые изысканные краски органа. Хороши и швейцарские органы фирмы Kuhn, а также американские. Лично я рад каждому новому органу, и испытал наслаждение, играя на белгородском Eule.

— Ваш любимый композитор?

— Каждый раз по-разному. Как я уже говорил, меня привлекает позднеромантическая музыка рубежа 19–20 веков. Например, сочинения Эриха Вольфганга Корнгольда (1897–1957). Это австрийский композитор, который во время второй мировой войны иммигрировал в США и там работал в области киномузыки, написал много саундтреков и кинопартитур. Также мне нравится музыка такого немецкого композитора как Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933). Это музыка «экзотических» композиторов, которые достойны внимания публики.

— Вы предпочитаете исполнять сочинения-транскрипции для органа или музыку, специально написанную для исполнения на органе?

— Скорее, музыку, написанную специально для исполнения на органе. На нём можно играть много и долго, потому что это клавишный инструмент. Можно взять любые ноты для фортепиано и сыграть их на органе, немного видоизменив. Иногда получаются хорошие аранжировки.

Однако если композитор знает возможности органа, его специфику, то из-под его пера выходит музыка, которую исполнять удобно, так как композитор «расходует» ресурсы экономично. Зигфрид Карг-Элерт или Ференц Лист, например, хорошо писали для органа, они расходовали органные ресурсы со знанием того, как правильно применять потенциал органа и уводить его в нужное русло.

— Вы когда-нибудь исполняли русскую музыку на органе?

— Я играл только Александра Глазунова. Его прелюдии и фуги, а также транскрипцию для органа его 5-й симфонии. Не исполнял на органе музыку других русских композиторов, но люблю слушать симфонии Глазунова, Шостаковича, Чайковского, Рахманинова. Они писали прекрасную музыку.

— Мы можем подсказать Вам для исполнения сочинения для органа, написанные композитором Микаэлем Таривердиевым, — его хоральные прелюдии, Органную симфонию «Чернобыль» и другое. Это музыка, на которую стоит обратить внимание — в ней есть мысль, есть дух, есть красота.

Мартин, у Вас есть музыкальные впечатления, которые Вы никогда не забудете?

— Да. Из последних — это инаугурация органа в декабре прошлого года, в рамках которой были организованы органные концерты, в которых я принимал участие. Инструмент очень славный, просто великолепный (новый четырехмануальный симфонический орган в соборе Базилика Константина — прим.авт.), это было незабываемо!

Также, так как я выступаю и в качестве дирижёра, запомнилось исполнение музыки Эдуарда Элгара (оратория «Сон Геронтия») несколько лет назад. Эти впечатления я никогда не забуду.

— У Вас есть какие-либо мечты, которые хотели бы воплотить в жизнь?

— Я люблю исследовать французские, английские и американские органы, мне всегда интересна палитра их красок. Одно из моих желаний исполнилось в Белгороде, потому что здесь расположен один из самых лучших органов. Будем надеяться, что впереди будет ещё немало встреч с подобными инструментами.

Органная музыка может дать нам чувства и видение тех вещей, которые намного больше нас. Возможно потому, что звучание органа, рождающееся с помощью простого нажатия клавиш, — это звучание вечности. Конечно, здесь многое связано с трактовкой органа как церковного инструмента, способного расширить наши духовные познания.

Любая музыка может воздействовать на нас исцеляюще, но органная музыка особая, — на мой взгляд, её нужно только слушать, а не наблюдать зрительно.

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото автора)

Дата публикации: 23.03.2015

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору