Mes impressions. Мои впечатления. «От Пьяцоллы до Beatles»

Добавлено 24 апреля 2016 cavallino16

Международный симфонический оркестр «Таврический»

26 марта в Санкт-Петербурге в БДТ им. Г. А. Товстоногова состоялась премьера новой программы «От Пьяцоллы до Beatles» аргентинского композитора и дирижера Хуана Хозе Гарсиа Каффи и Международного симфонического оркестра «Таврический».

На основной сцене прославленного театра прозвучат знаменитые танго Пьяццоллы, оркестровые переложения музыки легендарных «Битлз» и популярная испанская музыка в виртуозной аранжировке маэстро Каффи.

Astor Piazzolla — аргентинский музыкант и композитор, чьи современные сочинения в жанре танго с элементами джаза и классической музыки получили название tango nuevo. На родине в Аргентине он известен как «El Gran Ástor». Родился в итальянской семье, жил в Нью-Йорке на Манхэттене, в районе Little Italy. Пьяццолла брал уроки у венгерского пианиста Белы Вильды, ученика Рахманинова, благодаря которому увлёкся творчеством Баха. Создал несколько музыкальных коллективов. В 1952 году удостоен премии композиторов Франции, был у Нади Буланже, благодаря которой начал создавать собственный музыкальный стиль. Творчество его ансамблей «Октет Буэнос-Айреса» и «Струнный оркестр» совершает настоящую революцию в мире городской музыки. В 1974 году создал одно из самых известных своих произведений — «Либертанго» («Танго свободы»). Композитор только за последние 10 лет своей жизни сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, музыку к театральным спектаклям и балетам.

26 марта 2016 года произведения El Gran Ástor исполняет Международный симфонический оркестр «Таврический». Оркестр создан в 2009 году. В оркестре служат яркие музыканты-виртуозы из США, Финляндии, Коста-Рики, Монголии, Белоруссии, Украины, Молдавии, Казахстана, большинство из которых выпускники и студенты Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Оркестр является постоянным участником «Ночи музыки» в Санкт-Петербурге, Гатчине, Пушкине, «Пушкинских дней России».

В данном проекте Международный симфонический оркестр «Таврический» выступит под руководством Хуан Хозе Гарсиа Каффи (Аргентина) — дирижер невероятного, огненного исполнительского темперамента, один из самых знаменитых аргентинских дирижеров, блестящий композитор и лучший аранжировщик сочинений Астора Пьяццоллы. Он с юности дружил с Астором Пьяццоллой, изумительно чувствует его музыку и по праву считается одним из лучших интерпретаторов произведений Пьяццолы в мире.

Друг, соратник и лучший аранжировщик произведений Астора Пьяццоллы, Хуан Хозе Гарсиа Каффи, представит петербургской публике концерт, который так и называется: «От Пьяццолы до Битлз».

В I отделении прозвучали знаменитые три танго А. Пьяццолы для камерного оркестра. Поскольку Каффи из Аргентины, ему удается передать саму суть аргентинского танго, его роковой лейтмотив.

Зал БДТ практически полный. Сцена стильная, серо-черная. На сцене половина оркестра — струнные, рояль, из духовых только кларнет. Музыканты высвечиваются ярким холодным светом.

Вышел дирижер — 74-летний Хуан Хозе Гарсиа Каффи — патриарх популярной симфонической музыки. Он выступал с большинством ведущих симфонических коллективов Южной Америки, Пражским филармоническим, Лондонским камерным, Королевским Филармоническим оркестром, с оркестрами Испании. Аранжировал лучшие партии мирового оперного репертуара для Хосе Каррераса, впоследствии исполнявшего их в редакции Каффи совместно с Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. Хуан Хозе Гарсиа Каффи — один из ведущих кинокомпозиторов Латинской Америки и Испании. Сегодня он дирижирует Международным симфоническим оркестром «Таврический». Объявили первую тему отделения — «Зима в Буэнос-Айресе». В моей голове промелькнул вопрос — неужели весь концерт будет исполнять половина оркестра? Зияют на сцене пустые стулья музыкантов — остальные не пришли? Но это секунда… Конечно, замысел.

Наконец, музыка, звучит рояль. Уличное танго. Я закрыла глаза, услышала французское танго 30-х-40-х годов, поплыли картинки из французских и итальянских фильмов 50-х-60-х годов: «La Dolce Vita» Феллини с нежной музыкой Нино, «Un homme et une femme» Клода Лелуша и конмозитора Франсиса Ле Франця, «La Notte» Микеланджело Антониони и Джорджо Газлини, «Les Parapluies de Cherbourg» Жака Деми с волшебной музыкой Мишеля Леграна. Все представлялось в черно-белом цвете, очень сексуальное, нисколько не вульгарное.

Второе танго в аранжировке — скрипучие, вибрирующие, нервные скрипки и сочные мужские звуки виолончелей.

Третье танго, исполняемое кларнетом, грустное, щемяще певучее. Я подумала, что его могла бы станцевать балерина, тонкая, изящная, трепещущая.

Кажется, что это саундтрек к фильму. Есть что-то объединяющее у этих трех танго. Мне опять представился киношедевр Бернардо Бертолуччи «Ultimo Tango a Parigi» с Марлоном Брандо и юной Марией Шнайдер. Ведь только эротичным можно представить танго. Музыку к фильму сочинил и исполнил Гато Барбьери, аргентинский саксофонист и композитор. Саундтрек фильма записан на пластинку. Интересно, что Астор Пьяццолла не смог принять предложение Бернардо Бертолуччи о создании музыки к «Последнему танго в Париже». Тем не менее Пьяццолла много писал для кинематографа, среди его работ такие фильмы, как «Пираньи» (Луис Берланга), «Генрих IV» (Марко Белоккьо), «Свет» (Жанна Моро), «Армагеддон» (Ален Жесуа), «Юг» и «Ссылка Гарделя» (Фернандо Соланас).

Почему Пьяццолла был околдован музыкой танго? Почему я, многие люди очарованы ею? Сразу не скажешь, магия какая-то…

Пока думала, следующая тема — это, безусловно, эксперимент — барочное прочтение сюиты для скрипки и флейты с оркестром по мотивам произведений ливерпульской четверки «Битлз», сделанное Хуаном Каффи, звучит весьма необычно. Сольные партии исполняют заслуженная артистка России Мария Сафарьянц (скрипка) и лауреат международных конкурсов Николай Мохов (флейта).

Детство Марии Сафарьянц (скрипка) прошло в доме, где жил выдающийся русский композитор Н. А. Римский-Корсаков, на Загородном проспекте. Она окончила Музыкальное училище им. Мусоргского и Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. Служила в оркестре Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Наиболее значительное влияние на становление артистки оказали профессора консерватории — М.Карандашова, М.Вайман (заслуженный артист РСФСР), а также стажировка у Игоря Безродного (народный артист РСФСР). В скором времени получила контракт с Orchestra Internazionale d’Italia в должности концертмейстера и началась жизнь между двух стран — Италией и Германией.

Лауреат конкурса Фонда Гартов, Николай Мохов, родился в Санкт-Петербурге. Также окончил музыкальное училище им. М. П. Мусоргского (класс профессора Е. Матвеева)) и Санкт-Петербургскую государственную консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора А. Вавилиной-Мравинской). В 2001–2003 годах учился в Musik Hochschule Karlsruhe Высшей школе музыки Карлсруэ (класс профессора Ренаты Грайс), занимался с профессором Орель Николе в Accademia Chigiana Siena (Италия), входил в состав Санкт-Петербургского квинтета деревянных духовых инструментов, с которым выступал в Бельгии, Финляндии, Израиле, США и Германии. Николай Мохов — солист различных именитых оркестров — Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева, симфонического оркестра Мариинского театра.

Зазвучала сюита под известным названием «Длинная извилистая дорога», состоящая из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес: нетанцевальные прелюдия и рондо, танцевальная сарабанда, шутливый бурре. Звучат струнные — скрипки и контрабас. Пианистка пересела к синтезатору и исполняла клавесинную партию. Я видела эту извилистую дорогу, уходящую в бесконечную даль. В танцевальных частях сюиты на сцене появлялись танцовщицы в костюмах, туфлях и высоких замысловатых прическах французского двора короля Людовика XIV или английского двора короля Карла II.

II отделение представлено испанскими популярными мелодиями в переложении Каффи в исполнении симфонического оркестра «Таврический». Оркестр в полном составе. Звучат маршевые торжественные звуки медно-духовых, ударных инструментов, все forte, fortissimo. В моем воображении узкие извилистые улочки и небольшие площади маленького испанского городка, о которым шагают военные оркестры. В городке праздник, например, День Святого Хуана. Город запружен народом. Великолепно звучит труба, ее сменяют нежные переборы арфы, саксофон, бубенцы, похожие на бег запряженной в повозку лошади. Пение птиц и звук прибоя… Навеяло сцены из романа Сервантеса «Дон Кихот».

Мне нравится органичное исполнение этой музыки оркестром в стенах театра. Сама музыка — театрализованное представление в воображении каждого зрителя. Альты и виолончели, валторны и саксофон, даже гитара. Мне рисовались картинки выступлений уличных танцовщиц, бродячих цирковых артистов — фокусников и канатоходцев, под музыку трубачей и перкуссии.

И вновь валторна, альт, флейта, труба. Никогда не думала, что труба может так красиво звучать в один голос. Опять виолончель и весь оркестр. Конец.

Вспоминая свои яркие впечатления от этого концерта, я вновь хочу услышать музыку танго, вечного и современного, и скучаю по Испании.

Я счастлива поделиться с вами своими чувствами и желаю вам услышать концерт «От Пьяццолы до Битлз» в исполнении Международного симфонического оркестра «Таврический» под руководством дирижера Хуана Хозе Гарсиа Каффи. До новых впечатлений!

Автор — Елена Краснова

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору