Предстоящие мероприятия


Самара
29 августа 2017

Самара
3 сентября 2017

Самара
9 сентября 2017

Самара
10 сентября 2017




Самара
17 сентября 2017

Самара
20 сентября 2017

Самара
27 сентября 2017

Самара
28 сентября 2017

Самара
17 октября 2017


Читайте на эту же тему







Михаил Щербаков о музыкальном языке и профессии дирижера

Добавлено 20 марта 2013

Самарская филармония, Карельская филармония

Михаил Щербаков, в прошлом концертмейстер оркестра Свердловского академического оркестра, сегодня главный дирижёр симфонического оркестра Самарской филармонии. 20 марта в 19:00 он встанет за пульт Симфонического оркестра Карельской филармонии.

Вашему вниманию предлагаются размышления народного артиста России о музыкальном языке и профессии дирижёра:

- Я слышал о Симфоническом оркестре Карельской филармонии самые лучшие слова. Но все равно он стал для меня приятным открытием. В вашем оркестре работают музыканты высокого уровня, каких не всегда встретишь и в крупных городах.

- Я сменил смычок на дирижёрскую палочку, и для есть много причин. С одной стороны, любой оркестрант примеряет на себя дирижёрский фрак. Кажется, это так просто, но, в то же время, эффективно: ты сразу оказываешься в центре внимания. Так казалось и мне. А если серьёзно, то, в роли дирижёра легче реализовать свои творческие идеи.

- Мравинский когда-то сказал, что дирижёр – это, прежде всего, трактовка. Если есть ради чего выходить за пульт, что сказать слушателям, оркестру, если это искренне, прошло через душу, сердце, интеллект, то уже есть за что бороться. Тогда появляется и харизма, и лидерские качества.

- Мне очень повезло в свое время с дирижёром, который меня пригласил играть в оркестр Свердловского театра. Это был Евгений Колобов, яркий, творческий, очень искренний. Он не щадил себя. Именно с ним связаны мои первые профессиональные шаги. Поэтому, когда маэстро уехал в Мариинский театр, мне стало очень скучно. Ушел пульсар, который давал огонь. Через год я понял, что сидеть в оркестре уже неинтересно, надо пробовать себя в качестве дирижёра.

- Мравинский когда-то сказал, что дирижёр – это, прежде всего, трактовка. Если есть ради чего выходить за пульт, что сказать слушателям, оркестру, если это искренне, прошло через душу, сердце, интеллект, то уже есть за что бороться. Тогда появляется и харизма, и лидерские качества.

- Я считаю, что дирижёру необходимо быть опытным исполнителем. Это честно. У человека есть лаборатория в виде своего инструмента, на котором он может попробовать свой стиль, методы исполнения, воздействие на публику: как это работает, как воспринимается. Если ценность подхода подтверждается, то можно предлагать свои приёмы целому оркестру. Там сидят очень талантливые люди - это мастера, настоящие музыканты. Если дирижёр не владеет инструментом, то он им не ровня.

- Я могу сказать спасибо Владимиру Теодоровичу Спивакову за то, что он показал мне в моей музыкальной юности, насколько важно доказать публике, что ты свой. Смотрите, как я увлеченно играю всякие регтаймы, популярную музыку… Мне это нравится. Но ещё я с не меньшим увлечением, а, может быть, и с большим исполняю Бетховена, Шостаковича, Рахманинова. Так послушайте вместе со мной эту музыку тоже. Когда я дирижирую эстрадную программу, то намекаю именно на это. Ко мне подходят на улице и говорят: «Знаете, я слушал по телевизору вот эту программу и теперь купил абонемент на Ваши концерты». Люди начинают доверять таким музыкантам.

- Многие думают, что классический музыкант – это непонятный человек в футляре, который играет Малера. Мне досадно, когда говорят: «Мы не подготовлены к той или иной концертной программе». Как не подготовлены? – У вас в телефоне звучит «Шутка» Баха, «Венгерский танец» Брамса, Бетховен «К Элизе». У музыкантов отобрали классические шлягеры и увели в разряд эстрадной популярной музыки. Нет, дорогие! Если вам нравится «Шутка» Баха, значит, вам нравится классическая музыка. Нужно ломать предубеждения.

- Убеждён, что в русской музыке заключена душа русского народа. Как председатель Совета по культуре Городской администрации, я борюсь за то, чтобы возродить в школах уроки музыки. Человек не может считаться образованным, если он не слышал симфонии Шостаковича, Рахманинова... Это должны прививать в школах - учить понимать язык музыки.
- Современный музыкальный язык, как и современное общество, соткан из недостатков. Он отражает сегодняшнее развитие человечества. То, как живёт сейчас человек – это плохо. Уничтожены все человеческие идеалы, разрушается христианство. Предлагать детям некие музыкальные конструкции, которые может быть и музыкой не являются, странно. Это эксперименты. Вначале нужно объяснить буквы, слоги, затем научить читать… Интересные яркие произведения нужно показывать и воспитывать на них, но это сложный процесс. К современной музыке человек должен подходить подготовленным, чтобы было с чем сравнить.

- В Самаре после 12 часов ночи показывают концерты симфонического оркестра Самарской филармонии. Это не было моей инициативой. Есть такие люди, которые любят музыку и считают это важным.

- Сегодня человек становится придатком компьютера, а музыканты находятся на острие борьбы за человеческие души.

- Музыка - это язык подсознания. Поэтому он самый современный.

© Пресс-служба Карельской филармонии

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору