Органная музыка Маргера Зариньша

Добавлено 30 августа 2016 Александр Цветков

Александр Цветков (орган)

С 1982 по 1990 годы рижская студия грамзаписи фирмы «Мелодия» выпустила 19 пластинок в серии «Исторические органы Латвии». Эти пластинки пользовались большим спросом, тем более, что они были выпущены небольшим тиражом (последние пластинки в 1990 году — всего 1500 экземпляров). Интересен подбор произведений, звучащих на каждой пластинке. Всегда присутствовали несколько произведений И. С. Баха, часто и более ранних авторов, например, И.Пахельбеля, Д.Букстехуде. После них шли произведения романтиков, таких как М.Регер, С.Франк. Завершалась концертная программа пьесами латвийских композиторов, наиболее популярными из которых были Я.Иванов, Р.Ермакс, А.Калныньш, М.Зариньш. Среди этих пьес встречаются настоящие жемчужины, которые, несомненно, могут быть украшением любого органного концерта. Латвийская органная школа имеет давнюю традицию и богатый опыт. В те времена гастроли латвийских (а также литовских и эстонских) органистов в Российской Федерации были достаточно часты, и мы могли слышать современную прибалтийскую органную музыку, порой даже в исполнении авторов. После распада СССР эта музыка в России исполняться перестала, да и в прибалтийских государствах она звучит не часто, так как расцвет творчества многих интересных композиторов приходится именно на советский период развития этих стран.

Cерия этих пластинок заслуживает, видимо, отдельной статьи, но здесь мы останавимся на творчестве замечательного латвийского композитора Маргера Зариньша. Он родился 24 мая 1910 года в Яунпиебалге (интересно, что записи органа церкви этого города присутствуют в серии пластинок «Исторические органы Латвии) в семье сельского учителя. Окончил Елгавский учительский институт в 1929 году и Латвийскую консерваторию в 1933 году по классам композиции (проф. Язеп Витол), фортепиано (проф. Арвид Даугулис) и органа (проф. Петерис Пауль Йозуус). В 1939 году написана и поставлена в Риге опера «Барин и гусляр». Сам Зариньш отмечал влияние Мориса Равеля и Клода Дебюсси на своё формирование как композитора.

С установлением в Латвии советской власти был в 1940 году назначен музыкальным руководителем и дирижёром театра Дайлес Э. Смильгиса. В этой должности он проработал 10 лет, написав музыку ко множеству спектаклей. Этот этап творчества, кроме того, характеризуется интенсивной работой с латышским музыкальным фольклором: Зариньш обработал около 20 народных песен, написал хоровой цикл и сюиты, а также ряд вокальных сочинений идеологического содержания. В 1951 году ему присуждена Сталинская премия третьей степени за ораторию «Валмиерские герои». В 1951–1952 годах Маргер Зариньш руководил Латвийской филармонией и возглавлял правление Союза композиторов Латвии, в 1955 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств

Латвийской ССР, в 1956 г. он награждён орденом Ленина. В 1965 году композитору присвоено звание Народный артист Латвийской ССР, а в 1970 — Народный артист СССР. В последние годы жизни мастер обратился к литературному творчеству, сочетающего элементы реализма и фантастики. Маргер Зариньш скончался 27 февраля 1993 года в Риге

В музыкальном творчестве Маргера Зариньша занимают проблемы неоклассицизма и полистилистики, что находит отражение в таких сочинениях, как Партита в стиле барокко (1963), Concerto grosso для клавесина, рояля и симфонического оркестра (1968), Concerto innocente для органа с оркестром (1969), Вариации BACH для органа (1970).

В 1983 году в Ленинграде издательство «Советский композитор» выпустило сборник произведений. Сборник включал в себя Балладу, Сюиту «Курземское барокко» и Вариации на тему А. Калныньша.

Сюита «Курземское барокко» написана в 1979 году и состоит из 5 пьес: Сарабанда Угале, Розарий Лестне, Куранта Эдоле, Пастораль Априки, Звездные своды Дундаги. Пьесы этой сюиты очень красочные и разные. Для их исполнения необходима весьма тщательная и тонкая регистровка, поскольку пьесы, несмотря на присутствие слова «барокко» в названии сюиты, сочетают в себе разные стили. В их музыке отчетливо прослеживается влияние романтизма, а в пьесе «Розарий Лестнее» используются приемы звукописи, характерные для импрессионизма. Насколько нам известно, в аудио архивах есть записи всего трех их пяти пьес в исполнении выдающихся органистов Петериса Сиполниекса и Таливалдиса Дексниса, сделанные именно на романтических органах.

Кстати, Угале, Эдоле, Лестне, Дундага и Априки — это поселки в Нижней Курземе (район Латвии), в которых на рубеже XVII и XVIII веков знаменитый резчик по дереву, художник Николас Сёфренс создал выдающиеся произведения искусства — резные органные фасады. Этот стиль первоначально получил название «Курляндское барокко». В этих украшениях народные традиции сплелись с элементами раннего барокко. Как говорил сам Маргер Зариньш: «В органной сюите получило отзвук мое необарокко, мое отношение к старине».

Кроме этой сюиты хотелось бы обратить внимание читателей еще на несколько произведений для органа. Очень красивы вариации на тему Колыбельной песни Альфреда Калныньша (кстати, оригинал этой песни есть на пластинке «Орган церкви г. Талсы»), включающие в себя элементы латышского фольклора.

В 1969 году написаны вариации на темы BACH. Вариационный цикл начинается с небольшого вступления, хоральные гармонии в духе баховских времен дополняются имитационно развертывающееся темой B-A-C-H. Всего в цикле пять вариаций, в которых тематический материал с большим мастерством подвергается различным метаморфозам, пока вновь не раздается музыка торжественного хорального вступления. Интересно сравнить это сочинение с фантазией для на тему BACH Ференца Листа.

В 1970 годах была выпущена пластинка фирмой «Мелодия», на которой Петерис Сиполниекс в сопровождении камерного оркестра Латвийской филармонии (дир. Т.Лифшиц) исполняет концерт для органа с оркестром М. Зариньша, который носит заголовок Concerto innocente («простой концерт»). На этой же пластинке в исполнении Леонарды Дайне (меццо-сопрано) записан трехчастный вокально-органный цикл «Песни Билитис». В основу цикла положены любовные стихи мнимой ученицы Сапфо (VII–VI век до нашей эры) — Билитис, в действительности сочиненные французским поэтом Пьером Луи в конце XIX века. Кстати, цикл «Песни Билитис» писал еще и К.Дебюсси. Оцифровку этой пластинки можно найти в Интернете.

Хотелось бы надеяться, что замечательная органная музыка Маргера Зариньша будет радовать современного слушателя как на концертах, так и в новых записях.

Александр Цветков
Журнал «Орган» № 3–4 2013 г.

http://school.podvorye.ru/tower/2013–16/N5.pdf

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору