Предстоящие мероприятия

Москва
с 23 сентября 2016 по 30 декабря 2016

Москва
с 26 октября 2016 по 28 июня 2017

Белгород, Губкин, Старый Оскол
декабрь 2016







Белгород
7 января 2017

Читайте на эту же тему




Разные грани Прокофьева

Добавлено 31 марта 2015 Marina Andreykina

Юлия Игонина (скрипка), Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Наталья Гирявенко, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Марина Андрейкина

Музыка Сергея Прокофьева в исполнении симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и лауреата международных конкурсов Юлии Игониной (скрипка, Москва) звучала в минувшую субботу в Большом зале Белгородской филармонии.

Безграничен круг образов Прокофьева, в каждом сочинении мы можем распознать абсолютно разного композитора, мыслящего и воплощающего свои мысли по-разному. В программе концерта абонемента № 3 «Шедевры мировой музыки» раскрылись две грани одного художника — бесконечного лирика, утончённого романтика и смелого авангардиста, не боящегося экспериментировать и внедрять нечто сугубо индивидуальное.

В двух отделениях программы исполнялась музыка, написанная Прокофьевым в сравнительно ранний период творчества (1917 и 1924–25 гг.), когда, судя по записям в дневнике композитора, он был полон энтузиазма и находился в предвкушении увидеть Новый Свет.

В первом отделении прозвучал трёхчастный Концерт № 1 для скрипки с оркестром ре мажор. В сопровождении белгородского симфонического оркестра (главный дирижёр — заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин) солировала лауреат международных конкурсов Юлия Игонина, продолжательница исполнительской школы Эдуарда Грача.

Это не первое выступление московской скрипачки в Белгороде. В 2009 году она принимала участие в концертной программе, посвящённой 200-летию со дня рождения Ф. Мендельсона-Бартольди, исполнив его скрипичный концерт ми минор (за дирижёрским пультом тогда стоял Эдуард Дядюра).

Исполнительница настолько понравилась публике и музыкантам, что впоследствии выступала с белгородским оркестром практически в каждом филармоническом сезоне. В прошлом, 47-м концертном сезоне, Игонина участвовала в концерте белгородских премьер произведений Прокофьева: в феврале 2014 года были исполнены 4-я симфония и 2-й скрипичный концерт Прокофьева. И в этом году — снова прокофьевские премьеры: 2-я симфония и 1-й скрипичный концерт.

«Её скрипка в высшей степени виртуозна, но, в то же время, подчинена романтическим импульсам произведения», — писала музыкальный обозреватель БГФ Нина Синянская о первом белгородском выступлении Игониной.

Шедевры мировой музыки Белгородской филармонии»>И в этот раз виртуозный блеск солистка продемонстрировала в полном «музыкального озорства» скерцо — второй части концерта, полной кокетливо-юмористического задора и в то же время мрачноватого сарказма. Образные оттенки этой части, переданные не без помощи безупречно сыгранных staccatomarcatissimoи sulponticello, в сочетании с колористическими композиторскими находками, были явственны и зримы.

Однако «душой» этого опуса являются крайние части — первая и третья. Яркий, проникновенный звук скрипки Игониной парил и в нежнейшей теме главной партии первой части (когда к чисто лиричному моновысказыванию солиста присоединяется группа деревянно-духовых, а впоследствии и оркестр), и в волшебно-прозрачных эпизодах-звучаниях, и в причудливых трелях, великолепных пассажах, изящных форшлагах, полнозвучных тиратах, и в нежно-лирических проведениях главной темы в репризе первой и в третьей частях.

Музыку, полную света и добра, чистоты и жизнерадостности тепло восприняла белгородская публика.

Во втором отделении слушателей ждала абсолютно другая сфера музыкальных образов — симфоническим оркестром филармонии и маэстро Рашитом Нигаматуллиным было воспроизведено «полотно титанического масштаба», как окрестила ведущая концерта, музыковед, заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко симфонию № 2 ре минор (op. 40) Сергея Прокофьева. «Со дня премьеры этого произведения прошло 90 лет, но кажется, что написано оно вчера», — заметила белгородский музыковед.

Вторая симфония Прокофьева стоит особняком в творчестве композитора. Это музыка эпатажная, она заставляет задуматься, подобно Седьмой Шостаковича или Четвёртой Чайковского.

Даже в структурном плане композитор показывает нестандартность этого произведения: в двух частях опуса — первой части в сонатной форме и второй, представляющей цикл вариаций, переданы удивительные контрасты, драматизм.

Симфония пронизана минором. В этой тяжёлой, грузной музыке с кричащей медью и шершавой, угловатой, стальной музыкальной тканью, с безжалостными напористыми ритмами, диссонантными гармониями (по крайней мере, в первой части), плотной оркестровой фактурой совсем немного места, кажется, остаётся моментам красивой медитации в вариациях второй части, с жалобной диатонической темой гобоя и непродолжительными эпизодами-разрядками деревянно-духовых.

Симфония, написанная Прокофьевым для большого симфонического оркестра с тройным составом духовых (двойной состав вряд ли позволит воплотить ту сферу образов, которую задумывал композитор), производит неизгладимое впечатление. Это ураган образов, музыкальный смерч…

Неслучайно, создавая её в Париже, сам автор назвал процесс создания этого полотна «девятью месяцами бешеного труда» и характеризовал эту симфонию, как кованую из «железа и стали».

Шедевры мировой музыки Белгородской филармонии: разные грани Сергея Прокофьева»>Симфонический оркестр Белгородской филармонии покорил в этот вечер новую для себя вершину, и эту вершину вместе с ним покорили все присутствующие. Зал испытал громогласное потрясение, вместе с музыкантами оркестра и дирижёром.

Концерт проходил при поддержке Министерства культуры РФ в рамках фестиваля «Мастера искусств XXI века».

А 24 апреля 2015 года в филармонии состоится заключительный концерт абонемента, на котором симфонический оркестр под управлением Рашита Нигаматуллина впервые на Белгородчине исполнит Седьмую симфонию Густава Малера (концерт приурочен к юбилею композитора — 155-летию со дня рождения).

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Антона Черева)

Дата публикации: 30.03.2015

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору