Предстоящие мероприятия


Санкт-Петербург
февраль 2017

Нижний Новгород
26 февраля 2017


Санкт-Петербург
март 2017

Санкт-Петербург
1 марта 2017

Нижний Новгород
19 марта 2017

Нижний Новгород
25 марта 2017

Читайте на эту же тему







Сад скрипичных наслаждений

Добавлено 10 ноября 2014 Анастасия Разгуляева

Андрей Коломийцев (клавесин, орган), Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода»

С 3 по 7 ноября в Нижнем Новгороде проходил фестиваль «BAROQUE & CLASSIC Нижний Новгород». Вот уже пятый год подряд камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» последовательно раскрывает нижегородцам тайну и прелесть исторического исполнительства. Делают они это совместно с российскими и зарубежными музыкантами, среди которых в разные годы были Мария Успенская, Наталья Кириллова, Андрей Коломийцев, Павел Сербин… Неизменным художественным руководителем фестиваля выступает Кристоф Майер — дирижер, ориентированный на историческое исполнительство, скрипач, преподаватель Handel Akademie в Карлсруэ. В нынешнем году оркестр привез два интереснейших коллектива со своими программами — ансамбль Евгения Свиридова из Санкт-Петербурга и московский ансамбль духовых «L’esprit du Vent». Сами «Солисты» выучили и разыграли для нижегородцев (с помощью актера В.Клапатюка) музыку из балета Кристофа Виллибальда Глюка «Дон Жуан».

4 ноября, когда все прогрессивное население Нижнего Новгорода на все лады праздновало День народного единства, в старом актовом зале нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, что на Большой Покровской, расцветал «Сад скрипичных наслаждений». Так называется программа струнной барочной музыки, составленная и исполненная небольшим ансамблем молодых музыкантов в составе: Евгений Свиридов (барочная скрипка), Анна Дмитриева (барочная скрипка), Екатерина Бязрова (клавесин). Правда, в фестивале программа была заявлена как «Тонкие струны» — хотя, на мой взгляд, авторское название, отсылающее к триптиху Босха, гораздо богаче и точнее отражает комплекс мыслей и чувств, рождающихся после этого концерта.

Нижегородцы не избалованы ни грамотной аутентикой, ни историческим исполнительством в целом, поэтому культуртрегерство оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» в этой области заслуживает отдельной благодарности. Когда начинают нежно мяукать барочные скрипки, человек, выросший на классическом концертном скрипичном стиле, вполне может испытать культурный шок: эта необыкновенная легкость и мягкость; воздушные вздохи и жемчужные трели; невесомые пробежки пальцев по струнам; кружево звуков, рождающее в глубокой акустике университетского зала опаловые переливы обертонов, — рождают в душе какие-то незнакомые, изысканные, «прошловековые» отзвуки и образы. Скрипки словно говорили с нами, столь выразительны были интонации скрипичной «речи» — живой, эмоциональной, тёплой, многообразной…

Юные музыканты — им всем нет и 30 — продемонстрировали удивительное для своих лет мастерство владения инструментами и ансамблем. Особенно это касается скрипачей: даже сложные приемы и штрихи, вроде спиккато, группетто и трелей, исполнялись Евгением и Анной так слаженно, как будто играл один человек. Клавесин Екатерины Бязровой — суховатый, корректный, ненавязчивый — был в этом ансамбле необыкновенно уместен, словно канва, на которой скрипки вышивали свои дивные узоры. Это взаимодействие дополнялось обаятельной свободой, грацией и заразительностью, с которой исполнители вели себя на сцене. Скрипки были продолжением тела, а тело дышит, покачивается, пританцовывает даже… Сразу было видно, что музыканты сами получают огромное удовольствие от исполняемой музыки, и это ощущение, как сейчас модно говорить, эта энергия радости творчества, — изливалась в зал и чувствовалась всеми присутствующими без исключения.

В концерте прозвучали произведения И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, Г. Бибера, Ж.-М.Леклера и А.Корелли, Э.-Ж.де Ля Герр и Дж. Пьянтаниды — небанальный набор, из которых некоторые стали свежим «прочтением» знакомого текста,- например, пламенная, риторически насыщенная «Чакона» Баха; а другие стали настоящим открытием: остроумная, эффектная соната Бибера или изумительная соната для двух скрипок Леклера.

Идя домой после концерта, я снова и снова переживала радость от услышанного. И хотела бы услышать эту музыку и этих исполнителей снова. Ребята, приезжайте еще!

Анастасия Разгуляева

vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. Сталина Хрусталева, 11 ноября 2014:

    Молодцы ребята. Сегодня нужно определенное мужество от молодых исполнителей, чтобы выбрать барокко, а не переложения АББЫ и танго Пьяццолы. В рецензии уважаемой Анастасиии неизменно радует хороший русский язык. Единственное, что царапнуло в этом материале - энергия, "изливающаяся" в зал))). Ну и совсем крохотную опечатку можно поправить в первом предложении после лида: "...оркестр... раскрываЕт". Спасибо! Очень приятно Вас читать!

    • Анастасия Разгуляева, 11 ноября 2014:

      Вам тоже большое спасибо! Опечатку исправила, а "изливающаяся энергия"... пусть будет авторским стилем)

  2. carmensita, 10 ноября 2014:

    Да, согласна, концерт был весьма душевный - великолепен ансамбль музыкантов, так тонко чувствующих старину. Не менее хороша и рецензия, освежающая в памяти услышанное на фестивале.
    Анастасия, но в преамбуле статьи Вы пишете о некой музыкантше Й. Зайтц, игравшей на фестивале? Вы помните, как она играла?
    К сожалению, Йоханна так и не доехала тогда до Нижнего Новгорода и фестиваля "Барокко...", но концерт состоялся, поскольку буквально с ходу Андрей Коломийцев смог заменить застрявшую где-то арфистку и сыграть ее партию на клавесине, создав чудный ансамбль с Кристофом Майером. Да, такие концерты вспоминаются долго и радостно! Спасибо оркестру и организаторам фестиваля за эти счастливые мгновения.

    • Анастасия Разгуляева, 11 ноября 2014:

      Нет, Елена, концерт с Йоханной (если бы он был) прошел мимо меня, и имена некоторых музыкантов пришлось восстанавливать по буклетам. Спасибо за правку!

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору