Предстоящие мероприятия

Белгород, Губкин, Старый Оскол
декабрь 2016










Белгород
7 января 2017

Читайте на эту же тему






Слушая Брамса

Добавлено 09 апреля 2016 Marina Andreykina

Александр Рамм (виолончель), Иван Почекин (скрипка), Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Наталья Гирявенко, Белгородская филармония, Марина Андрейкина

8 апреля в Большом зале Белгородской государственной филармонии при поддержке Министерства культуры РФ состоялся вечер романтической музыки — прозвучали Двойной концерт и Третья симфония Иоганнеса Брамса.

В сопровождении симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина в рамках абонемента «Звёзды XXIвека» солировали одни из самых талантливых молодых исполнителей современности Иван Почекин (скрипка) и Александр Рамм (виолончель).


Название повести «Любите ли Вы Брамса?» французской писательницы Франсуазы Саган, весьма популярной в ХХ столетии, могло стать созвучным мысли слушателей, пришедших в этот вечер в концертный зал, чтобы насладиться «серьёзной, хорошей и благородной музыкой» (музыковед, заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко).

Созвучным мысли о том, насколько глубоко музыка немецкого композитора Иоганнеса Брамса способна проникать в самое сердце и получать в нём непосредственный отклик. Если не быть погруженным в личные душевные переживания, что романтикам всегда свойственно и чем живёт героиня Саган, то можно заметить некоторые интересные особенности.

Музыка Брамса объективно не ставит этого композитора в ряд «заурядных» композиторов, к которым приписывал гениальный Чайковский своего немецкого коллегу. Вслушиваясь в его гармонии и мелодии, тембровые краски и широкую гамму динамических оттенков, несомненно, находишь в них что-то уникальное и трогательное. И немалую роль в слушательском восприятии Брамса играет исполнительская трактовка.

«Скрипка, вознесясь над оркестром, отчаянно забилась в пронзительной ноте и затихла, канув в волну мелодии и увлекая за собой другие инструменты». Так Франсуаза Саган описывала один из ярких моментов музыкального вечера своей героини, пришедшей в парижский зал Плейель послушать Брамса. Не сообщая слушателю, что именно звучало в тот вечер, писательница, тем не менее, позволяет нам предположить, что это был единственный скрипичный концерт композитора.

Из четырёх концертов Брамса для солирующих инструментов, среди которых два фортепианных и один скрипичный, трехчастный Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром a-moll op.102 занимает особое место.

Особое, потому что это образец уникального жанра, примеры которого в истории музыки единичны. Из последних мы можем вспомнить лишь Симфонию-кончертанто (для скрипки и альта с оркестром) Моцарта, Тройной концерт (для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром) Бетховена и двойной концерт Брамса, за которыми в ХХ веке последовали «Концерт на троих» (Кремер-Башмет-Ростропович) Шнитке, Первый фортепианный и Первый виолончельный концерт Шостаковича (где сольные партии композитором поручены трубе и виолончели), Двойной концерт для гитары и бандонеона с оркестром Пьяццоллы.

Голос виолончели Александра Рамма, трепетный и пронзительный, возник в начале первой части сочинения, свободно охватывая то низкий, то высокий и средний регистры. К нему присоединилась скрипка Ивана Почекина, словно дополняя и обогащая мелодическое проведение, начатое виолончелью и оркестром.

То интимное высказывание, прочувствованное в каждом интервале, в каждом аккорде, то музыка, полная драматической энергии, то суховатые звучности с обилием штрихов и нюансов, то вдруг сочная оркестровая палитра, полная внутренней концентрации и энергии…

Скрепляющий элемент концерта — трехзвучный мотив f-a-eсо своими вариациями — хотя и не прослушивался чётко во всех темах части, но создавал образ надежды и примирения (словно в действительности между композитором и его другом скрипачом Йозефом Иоахимом).

Вторая часть представила спокойную, умиротворенную кантилену, перед началом которой не было «омрачения» аплодисментами: казалось, что собравшаяся публика действительно пришла слушать Брамса.

Звёзды ХХI века»>Среди странных недиатонических гармоний и неожиданных созвучий, сумрака и тени неожиданно появлялись знакомые мелодические фигуры, но истинные реминисценции основной темы были даны в третьей части, основная тема которой насыщена характерными интонациями, близкими, по мнению некоторых критиков (М. Друскин, А. Булычёва), к венгерским, а значит, отсылающим к происхождению композитора.

Исполнение Двойного концерта Брамса в целом отличалось теплотой, продуманностью и благородством звучания солирующих инструментов, стройностью и слаженностью игры оркестра.

Во втором отделении была исполнена четырехчастная Симфония № 3 фа мажор ор.90 композитора — одна из самых лирически-прекрасных, задушевных и красивых страниц симфонической музыки.

3-я часть симфонии, премьера которой состоялась в 1883 году в год смерти Вагнера — одного из антагонистов Брамса, является, по мнению Натальи Гирявенко, «элегической эмблемой музыкального романтизма».

Звёзды ХХI века»>Серьезное по настроению и музыкальному воплощению, это сочинение поднимает извечные проблемы жизни, смерти, сомнения. Музыкальный код сочинения заложен в торжественных возгласах f-as-f, перемежающихся с сочными контрастными построениями, нервными вспышками, после которых неизменно следует успокоение.

Экспрессивно-увлекательное прочтение симфонии представил главный дирижер оркестра Рашит Нигаматуллин, обошедшийся, как это часто бывает, без партитуры.

Звёзды ХХI века БГФ прозвучала музыка Брамса»>Красочные мажоро-минорные сопоставления в главной партии первой части, легкая, напевная, мелодичная вторая часть и чудесная лирическая, «дышащая» третья, которая по своей красоте может соперничать лишь с немногими симфоническими образами классико-романтической музыки… Прозрачное соло валторны (Е. Минаев), гобоя (В. Шевченко), кларнета (Ю. Макаренко), стройный ансамбль струнной группы, буря страстей оркестрового tutti…

Слушая Брамса, приходит мысль о том, что эту музыку не любить невозможно.

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Антона Черева)
Дата публикации: 09.04.2016
www.afishka31.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору