Предстоящие мероприятия

Нижний Новгород
с 18 сентября 2016 по 9 апреля 2017


Нижний Новгород
с 20 ноября 2016 по 19 марта 2017




Читайте на эту же тему

10 января 2015






Третий не лишний

Добавлено 17 ноября 2014 Елена Прыткова

Елена Прыткова, Нижегородская консерватория, Московский ансамбль современной музыки

В Нижнем Новгороде состоялся концерт нового коллектива, играющего современную музыку. Надо сказать, что это уже третий по счету молодежный коллектив подобного рода, появившийся в городе за последние несколько лет.

Ансамбль «Супрематический Ёж», Дарья Фадеева и Ярослав Судзиловский после концерта в Нижнем Новгороде.
Настоящее нашествие современной музыки случилось в Нижнем этой осенью. Судите сами: на протяжении октябрьской недели звучали программы международного фестиваля «Картинки с выставки», далее был МАСМ с Наталией Пшеничниковой и немецко-российской программой «Горизонты», авторский вечер (с Нижегородским народным оркестром) провел Ефрем Подгайц, а в Оперном в это же дни представили новый балет современного болгарского автора на сюжет Горького. Буквально на днях эту эстафету продолжил ансамбль новой музыки «Супрематический Ёж» — новый коллектив, в котором играют студенты Нижегородской консерватории Представлять его и новую, дотоле не слышанную программу в Нижний Новгород приехал лично председатель МОЛОТа (Молодежного отделения Союза композиторов России) Ярослав Судзиловский. Концерт был приурочен к 5-летию МОЛОТа и прозвучал в Малом зале консерватории. «Приходите, скучно уж точно не будет», — с таким посылом, идущим от руководителя «Ежа» Игоря Жоховского, я направилась на концерт. Любопытство взяло верх, поскольку музыкантов, которые будут играть, я знала — большинство из них выпускники музыкального колледжа, где ваша покорная слуга имеет честь преподавать. Надо сказать, что обещания не разошлись с делом. Но отсюда чуть подробнее.

Действительно, нас познакомили с семью новинками, поступившими на фестиваль от композиторов с Украины, Белоруссии, России. И здесь же скажу, что как минимум пять композиций на этом вечере можно было не только слушать, но и получать определенное наслаждение от музыки. Согласитесь, что результат сам по себе вдохновляет! И среди этих пяти два опуса принадлежат собственно членам команды «Ёж» — Вере Костериной и Игорю Жоховскому.

Самым обворожительным, думаю со мной согласятся многие, кто был на концерте (а он был в практически полном зале) стало сочинение Виктории Спариш «Старик и птицы», сыгранное гобоистом в темноте (так сказать, программа обязывает: лодка некоего китайца скользит по глади реки в вечерний час; его единственными попутчиками становятся бакланы). В изысканной мелодии передан и китайский колорит и особым приемом встряхивания инструмента шорох крыльев пролетающих птиц. Не менее выразительным стало воплощение программы и в пьесе Владиславы Бучко «Портрет Фриды Кало» — богато разработанная фортепианная партия, от современной палитры до роскошного, в равелевском духе вальса, рисовала в звуках портрет неизвестной нам мексиканской художницы с весьма непростой судьбой.

Особый интерес (своим составом в первую очередь) вызвала композиция В. Костериной «Умножение ёжиков-супрематов» для двух виолончелей, гобоя и художника. В роли художника выступила сама Вера, обладающая (как мы убедились) определенным талантом и в этой области. Начальные звуки моторной темы первой виолончели, вступившей в диалог со второй — все это было передано визуально в завораживающей игре линий, появляющихся на мольберте, что называется, «на ваших глазах». Вот уже вырисовываются и контуры горного пейзажа… Но в процессе музыкальный и визуальный ряды, как мне показалось, разошлись, той синхронности, когда зрительный ряд дополняет звучащий, усиливает его, уже не было. Асинхронность все же ушла в небольшой, но выразительной концовке сочинения, где виолончелисткам пришлось даже немного попеть, имитируя музыку появившегося третьего участника — гобоя.

Тему ежиков, видимо весьма актуальную для коллектива в целом, продолжила композиция Жоховского «Незбагойные танцы ежиков-супрематов». В пьесе для фортепианного ансамбля (настолько редкий жанр в современной музыке!) музыка была не лишена остроумия, подчас рождая аллюзии на Рахманинова и Стравинского одновременно.

Концерт выделялся и еще одним обстоятельством. У него была замечательная ведущая — москвичка Дарья Фадеева, в непринужденной манере рассказывающая необходимые вещи об играемых пьесах. Так деловито (но без ложного пафоса) и вместе с тем с любовью к слушателю (где-то в середине программы Дарья проронила сочувственное: «Не устали?») у нас, в Нижнем, концерты не ведут. А может стоило бы?

Программа, безусловно, оставила свое впечатление — не только прозвучавшей музыкой, но и игрой молодых музыкантов, которые очень заинтересованно подошли к премьерам и исполнительски с блеском их представили в ансамблевом и сольном вариантах. Пианисты Павел Гуревич и Ася Первина, гобоист Артём Васенин, скрипачка Ксения Семёнова, виолончелисты Екатерина Алексеева и Наталия Логинова, перкуссионист Данила Лихоманов, наконец композиторы Игорь Жоховский и Вера Костерина — вот те музыканты, которых мы благодарим за доставленное удовольствие от встречи с современной музыкой. Держать так и дальше.

Елена Прыткова

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору