Предстоящие мероприятия


Читайте на эту же тему





Три баянных богатыря — музыкой в сердцах горя

Добавлено 23 августа 2016 _avril

Ксения Фёдорова, Курганская филармония

Ксения Фёдорова, Зауральское трио баянистов, Пётр Бабин, Виталий Боголюбов, Евгений Крашенинников

Петру Бабину, Евгению Крашенинникову и Виталию Боголюбову — именно в таком порядке музыканты рассаживаются на сцене — немногим больше двадцати лет. Но уже сегодня смело можно говорить о том, что эти ребята становятся брендом Курганской области, как курганские БМП или прицепы, как аппарат Илизарова, как тульские самовары или вологодское кружево. Судьба благоволит им с самого начала работы в одном коллективе. Но они и сами не промах: два овна и стрелец — сплав невероятной энергии, духовной силы, работоспособности и амбициозности.

Евгений «заболел» музыкой в шесть лет, когда пришёл в музыкальную школу. У Виталия на баяне играл для души дед-фронтовик, на которого мальчик смотрел с восхищением. Поэтому когда Виталик отправился в музыкальную школу, выбор инструмента был уже очевиден. А Петина семья музыкальная: мама — профессиональная аккордеонистка, папа — баянист высокого класса. Как он сам признаётся, «вырос в музыкальной школе, дневал и ночевал в ней до поступления в колледж». Выпускники Курганского областного музыкального колледжа имени Шостаковича, они сегодня учатся на последнем курсе Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве. Парни настолько сроднились, что и в студенческом общежитии живут в одной комнате. Кроме того, они солисты Курганской областной филармонии. Согласитесь, кому попало такую честь не оказывают. Выступают в столице, часто приезжают в родной город и очень много гастролируют. Мне однажды довелось стоять за ребятами в одной очереди в кассу железнодорожного вокзала в Кургане. Хотела подойти и поблагодарить их за концерт, который они дали в филармонии в выходные, но тут к ним подбежала знакомая, и они рассказывали ей о 14-ти выступлениях, которые дали по области за короткий приезд в родные пенаты!

Познакомиться нам удалось спустя несколько месяцев. Мы сидим в классе их наставника в колледже — безвременно ушедшего выдающегося баяниста и педагога, заслуженного артиста Российской Федерации, Почётного гражданина Курганской области Виктора Брызгалина. Для этих парней он стал настоящим ангелом-хранителем, именно он дал им путёвку в жизнь, в большое музыкальное творчество. Дело в том, что «Зауральское трио баянистов» появилось в далёком 1973 году, тогда в его состав вошли молодые преподаватели музыкального училища Виктор Брызгалин, Владимир Токман и Вячеслав Медведев. В репертуар коллектива вошли преимущественно классические произведения и музыка XX века. Зауральский коллектив стал первым и единственным исполнителем таких произведений, как «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского и «Кубинская увертюра» Дж. Гершвина! А в 1977 году артисты ансамбля были включены в план Росконцерта. Шли годы, менялся состав. Но неизменным оставался строгий художественный вкус исполнителей и их безграничная любовь к классической музыке.

Виталий: Виктор Степанович собрал из нас коллекцию уже ближе к концу обучения в колледже. Мы долго ходили за ним и упрашивали взять нас в коллектив как преемников, но он сначала как-то ревностно к этому относился. Мы уже и не надеялись, придумывали другие названия. А года через два он сам нас пригласил.

Пётр: Заслужили. И как же мы были счастливы, что он оказал нам такое доверие!

— Уже почти полгода, как Виктора Степановича нет с нами. Но такое ощущение, что здесь никто ничего не переставлял.

Пётр: Да. Здесь висят картины, которые ему дарили, стоит множество цветов в кадках, за которыми он ухаживал. Виктор Степанович был очень хорошим человеком. По-настоящему добрый, грамотный профессионал. Он знал о баяне очень много, и грустно, что он ушёл в самом расцвете своего творческого мышления.

Виталий: Я попал к нему уже в таком возрасте, что наши занятия проходили, в основном, как беседа, общение: истории рассказывали, какие-то жизненные ситуации обсуждали. Я помню, придёшь на урок: что-то новое изучил, волнение, так много интересного хочется показать, спросить! Буквально 15 минут, и всё становится понятно.

Пётр: Он умел так проводить свои занятия, что ты не замечал, что находишься на уроке, расширял кругозор своих учеников как-то ненароком.

— Вы вместе как коллектив уже лет шесть. И что, ни разу не поругались такие амбициозные, целеустремлённые?

Вместе: Ругались!

— Друг дружке не завидуете, ведь каждый из вас — яркая личность, обладатель множества наград?

Пётр: У нас у всех лидерский характер. Вообще трио — это очень сложная форма, потому что когда возникает спорная ситуация, всегда получаются два против одного в различных комбинациях.

— А что вам помогает сохранять дружбу столько лет?

Вместе: Общие интересы и направленность в творчестве.

— За эти годы вы изменились?

Пётр: Мы никогда не были учебным коллективом, у нас сразу были творческие программы. Из обычных студентов колледжа мы выросли в артистов филармонии. Когда попадаешь в концертную организацию, ведёшь концерты, общаешься с разной публикой, учишься вести себя на сцене по-разному. Может, лет через пять не узнаете нас.

— На каких ещё инструментах, кроме баяна, вы играете?

Пётр и Виталий: Аккордеон и фортепиано.

Евгений: Ещё гитара, бас-гитара.

Виталий: Я видел, как ты на домре играешь.

Евгений (с улыбкой): Ну, это баловство.

— Вы много выступаете. Кто организует вам творческие встречи?

Виталий: Мы сейчас сами над этим работаем.

Пётр: Хотелось бы больше ездить: на неделю, на две на гастроли. Это проблема не только Курганской области. Когда появляется молодой коллектив или артист, у него должен быть менеджер или продюсер, который будет заниматься продвижением. Очень сложно, не имея связей, продвигаться, совмещать творчество и пиар. Я знаю в России очень много отличных коллективов, артистов, которые не могут выбиться…

Виталий: Нет слаженной концертной системы.

Пётр: В советское время был госплан. Если ты занимаешь место в международном конкурсе, входишь в обойму артистов. Приезжаешь на родину, а у тебя во-от такой список концертов на пять лет. В европейской системе, в основном, работают менеджеры.

Виталий: И концерты точечные, в основном.

Пётр: Мы же пока ещё не перешли ни к одной из систем: и советской уже нет, и институт менеджеров не развит. Система, по которой работала раньше наша областная филармония, была хорошей, но сейчас время другое.

Виталий: Она хорошо работает, по край мере, на уровне области. Мы приезжаем и всегда даём много концертов.

— Профессор Челябинской академии культуры и искусства, композитор и баянист Николай Малыгин написал специально для вас свою композицию «За окном черёмуха колышется». Расскажите об этой истории.

Пётр: С автором мы были знакомы очень давно. На конкурсе «Друг баян», который в Кургане проходил в прошлом году, Николай Никитич подошёл к нам и сказал: «Может, поучаствуете в известном фестивале в Москве „Баян и баянисты“?» У него должен был быть там в рамках фестиваля авторский концерт. И после этих слов мы уже по телефону его попросили: «Может, Вы нам что-нибудь напишете?» И Николай Никитич написал уже два произведения: «За окном черёмуха колышется» и «Кукарача».

— Замечательно, что у вас такие знакомства появляются в разных городах. Зауральская публика отличается от столичной?

Виталий: Конечно, отличается. Наша публика неизбалованная, лучше принимает, более душевная, более непосредственная. Люди хотят слышать и слушать.

Евгений: Правильно сказал!

Пётр: В Москве им уже всё приелось.

— А кто ходит к вам на концерты?

Виталий: Разные возраста. Но чем меньше дети, тем они непосредственнее, сильнее тянутся к музыке. А наши ровесники почему-то к нам не попадают на концерты…

Пётр: У нашего поколения 90-х — провал в плане культуры.

— А у вас самих что в плеере стоит?

Пётр: У меня нет плеера. Я слушаю радио «Орфей».

Евгений: А я — джаз, рок иногда.

Виталий: Я более широко отношусь к музыке. Почти у каждого качественного исполнителя есть по одному произведению, которое мне очень нравится. И не могу сказать, что какой-то стиль я люблю больше. В последнее время очень нравится Стинг.

— Как относитесь к выступлениям в ресторанах?

Пётр: Я — отрицательно. У меня есть некоторое предубеждение. Многие со мной не согласны, но я считаю, что профессиональному музыканту немножко унизительно играть на улицах, в переходах…

Виталий: Не в переходах, а ресторанах!

Пётр: Ну, для меня это одно и то же. Но знающие люди говорят, что стоит этим заняться.

Виталий: А мне кажется, что из-за такого отношения артистов некоторая публика не получает качественного профессионального звука. Вот коллектив «Компромисс дуо» (гнесинские студенты, которые приехали из Магнитогорска) играет же в ресторанах качественную музыку: соул, танго, — и люди танцуют. В конце ноября они должны приехать в Курган.

- Расскажите о своих увлечениях.

Виталий: Я коллекционирую хорошую, профессиональную музыку. И хожу на рыбалку.

Евгений: А я — кружки из разных стран и городов. Штук 20 уже есть.

Виталий: Мы с Женей как-то собирали юбилейные десятирублёвые монеты.

Пётр: У меня нет такого серьёзного увлечения, помимо музыки. Занимался баскетболом, сейчас — штангой для себя.

— Вы много путешествуете. Где дом: в Москве или Кургане?

Пётр: Дом в Кургане.

— Как вы себя чувствуете среди москвичей?

Пётр: Чужими. Конечно, когда там живёшь долго, легче пробиваться, ну как везде. Если ты из себя что-то представляешь, в музыкальном мире тебя знают.

Виталий: Мне везде нормально. У меня просто другая ситуация. Мои родители не музыканты. Я из деревни. Я как здесь, в Кургане, должен был показывать себя, учиться, пробиваться, так и в Москве. Вот Вы спросили, где дом. Для меня дом там, где я сейчас. Вот сижу на паре, меня спрашивают: «Куда потом»? Я говорю: «Домой». Не «в общагу», а «домой». Для меня дом — понятие растяжимое. Приехали на три дня на конкурс, отыграли. Куда? Домой! А «домой» — это съёмная квартира.

— Когда возвращаетесь в родные места, с кем в первую очередь встречаетесь?

Вместе: С родными, друзьями.

Пётр: Есть добрая традиция — мы едем домой и плотно-плотно кушаем по-домашнему.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает культурной ниве Зауралья?

Виталий: В первую очередь, нам не хватает молодых специалистов. Чем больше молодёжи, тем лучше живётся в любом месте. Я думаю, когда мы вернёмся в 2015 году после окончания Гнесинки, мы сможем послужить хорошим примером для ребят, которые уезжают учиться и не возвращаются обратно.

— То есть вы намерены возвратиться в Курган?

Вместе: Да!

Ксения Фёдорова, член АИС России
Общероссийский молодёжный журнал «Наша молодёжь»

http://nasha-molodezh.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору