В Белгороде завершился шестой органный сезон

Добавлено 31 мая 2017 Тимур Халиуллин

Марина Андрейкина, Наталья Гирявенко, Галина Зольникова (сопрано), Владимир Исаев (фортепиано), Камерный оркестр Mezzo music, Камерный хор Белгородской филармонии, Сергей Коваленко (ударные), Оксана Никитина (меццо-сопрано), Органный зал Белгородской филармонии, Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Олег Шейна (виолончель), Алексей Балашов (гобой), Евгения Кривицкая (орган), Даниэль Зарецкий (орган), Елизавета Панченко (клавесин, композитор, орган)

30 мая 2017 года концертной программой из произведений русских композиторов был закрыт шестой сезон в Органном зале Белгородской государственной филармонии. В концерте приняли участие Тимур Халиуллин и его творческие партнеры — камерный хор под управлением Елены Алексеевой, ансамбль «Камертон» под руководством Ольги Усовой, Галина Зольникова, Оксана Никитина, Владимир Исаев, Олега Шейна, Инна Макаренко и Сергей Коваленко.


В 50-й юбилейный сезон филармонии в Органном зале было много премьер, оваций и восторгов публики. И сейчас, когда отзвучали финальные аккорды, самое время подвести итоги.

Орган услышали тысячи зрителей, их интерес к «королю музыкальных инструментов» продолжает поддерживать разнообразие программ. Традиционно в Органном зале были исполнены любимые публикой программы «Шедевры органной музыки», «Орган+», «Тайны белгородского органа» (для детей).

Среди гостей сезона — представители русской и зарубежной органной школы: Даниэль Зарецкий, Елизавета Панченко, Алексей Шевченко, Евгения Кривицкая, Маттиас Драйсиг, Генри Фейрс, Хайо Бурема.

Особенными премьерами года стали концерты для органа с оркестром О. Респиги, С. Слонимского, Г. Генделя (совместно с камерным оркестром Mezzo Music под управлением Натальи Боровик), кантаты «Москва» П. Чайковского и «Иоанн Дамаскин» С. Танеева, циклы «Метель» Г. Свиридова и «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Траурная музыка» П. Хиндемита, органные фантазии для дуэта органистов А. Хессе.

В течение всего уходящего сезона Филармония продолжала просвещать юных слушателей, знакомя их с органными шедеврами и редко исполняемой музыкой: состоялись новые циклы детских концертов «Орган — это современно», «Орган — это романтично» и «Орган — это вечно», которые неизменно пользуются большим вниманием школьников.

Одной из особенностей белгородских органных концертов является привлечение необычных музыкальных инструментов.

В шестом концертном сезоне в ансамбле с органом впервые зазвучал рояль. Из сочинений, которые были исполнены на двух родственных инструментах — музыка С. Франка, В. Бибергана, Г. Свиридова, В. Мишле, А. Пьяццоллы, Х. Циммера, М. Маринанджели.

В этом сезоне в ансамбле с органом также звучали ударная установка, индийский ситар, электровиолончель, ручные колокольчики hand-bells, армянский дудук, флейта Пана, испанская волынка. Проекционное 3D-мэппинг шоу, песочная анимация, классический балет под звуки органа, рок-музыка и джаз, поразившие аудиторию в прошлые годы, пополнили авангардный балет и даже зоологический перформанс.

Настоящими ансамблевыми откровениями шестого сезона стали необычные совместные творческие изыски Тимура Халиуллина с Валерием Михайловым («Орган и электровиолончель»), Алексеем Балашовым («Орган и гобой»), а также шутливая первоапрельская программа в дуэте с Ириной Соколовой, посвящённая году экологии в России («Зоологический концерт»).

Орган принял участие в «Ночи искусств» и фестивале «Борислав Струлёв и друзья», стал неотъемлемой частью лекций-концертов Натальи Гирявенко «Под сводами соборов», «О, Моцарт, ты — Бог» и «Орган и музыка ХХ века».

Концерт закрытия шестого органного сезона был серьезным и одновременно легким, торжественным и умиротворяющим, академичным и современным. Главная идея, которая пронизывала всю программу, — русская музыка. Сколько богатства в музыке отечественных композиторов! Бесконечность интонаций, эхо ритмов, невидимый, но осязаемый магнетизм мелодий…

После «приветственной» Токкаты и фуги ре минор И. С. Баха в исполнении Тимура Халиуллина началось погружение в отечественную музыку. С большим энтузиазмом были восприняты публикой «Завещание» Б. Тищенко на стихи Н. Заболоцкого (Галина Зольникова — сопрано, Инна Макаренко — арфа, Тимур Халиуллин — орган) и антракт из оперы «Леди Макбет» Д. Шостаковича (орган соло).

В первом произведении музыканты смогли воссоздать отраженные в музыке психологические тонкости литературного сюжета, во втором драматически насыщенная музыкальная ткань преломлялась в бесчисленных оттенках и отзвуках аккордов и пассажей, навевая картину трагической повести Н. Лескова и образ ее главной героини Катерины Измайловой, отчаявшейся в своей безысходной судьбе женщины.

Вокальную паузу, «музыкальный островок вдохновения» (по выражению ведущей концерта — лектора-музыковеда заслуженного работника культуры Р Ф Натальи Гирявенко) составило выступление ансамбля «Камертон» под руководством Ольги Усовой в сопровождении органа.

Были исполнены романс «Не ветер, вея, с высоты» Н. Римский-Корсакова (ст. Толстого) и знаменитый хор невольниц «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина (партия арфы — Инна Макаренко).

Музыку Танеева, основное музыкальное произведение вечера, предварили отточенное исполнение Тимуром Халиуллиным Прелюдии соль минор С. Рахманинова и 12-я часть поэмы «Отчалившая Русь» Г. Свиридова «О, Родина, счастливый и неисходный час» (Оксана Никитина — меццо-сопрано, Тимур Халиуллин — орган, Сергей Коваленко — колокола), проникнутого глубиной и собственным пониманием авторского замысла.

Трехчастная кантата «Иоанн Дамаскин» С. Танеева в исполнении камерного хора филармонии под управлением Елены Алексеевой ранее звучала в Большом зале с симфоническим оркестром. Впервые кантата прозвучала в сопровождении органа Тимура Халиуллина и литавр Сергея Коваленко.

Это было непередаваемое ощущение, когда мощнейший комплекс певческих голосов в едином русле парил над залом. Глубину, силу и красоту хоровой палитры публика ощутила, слушая плач и молитвенные интонации, апокалиптические мотивы и распев «со святыми упокой»…

На бис финальной программы в Органном зале был исполнен саундтрек Ханса Циммера из кинофильма «Интерстеллар», в котором четыре музыканта — Владимир Исаев (фортепиано), Тимур Халиуллин (орган), Олег Шейна (виолончель) и Сергей Коваленко (ударные) с помощью беспроигрышного музыкального минимализма и светового оформления фасада органа уносили слушателей в мир загадочной научной фантастики.

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Константина Кошкина)

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору