В Органном зале Белгородской филармонии завершился пятый концертный сезон!

Добавлено 17 июня 2016 Анастасия Хлюпина

Анастасия Хлюпина, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Органный зал Белгородской филармонии, Оксана Никитина (меццо-сопрано), Сергей Коваленко (ударные), Камерный хор Белгородской филармонии, Галина Зольникова (сопрано), Наталья Гирявенко, Белгородская филармония, Олег Шейна (виолончель)

Белгородский органный зал, Тимур Халиуллин

Вот уже и лето настойчиво вступает в свои права. И как же приятно укрыться от душного зноя в прохладных стенах родного, белгородского органного зала и с упоением внимать звукам музыки. Увы, внимать в последний раз… в этом сезоне конечно! Потому что вчера, 16 июня в филармонии состоялось закрытие пятого, юбилейного сезона в органном зале.

С высоты прошедших лет невозможно не заметить, насколько качественно выросла и окрепла органная культура на Белгородской почве. Конечно, благодаря неустанным трудам органиста Тимура Халиуллина. Разнообразные программы, постоянные премьеры и неожиданные музыкальные находки — вот такие традиции заведены на каждом его концерте. И заключительный концерт стал ещё одним тому подтверждением!

«В программе были интригующе заявлены сразу несколько концертных премьер. И, как выяснилось, на этой премьерной волне сложилась и драматургия концерта в целом», — драматичная, динамичная, грандиозная». Эту мысль подчеркнула и ведущая концерта, лектор-музыковед Наталья Гирявенко.

После блестяще исполненного Тимуром Халиуллиным Концерта № 2 И. С. Баха-Вивальди прозвучали, словно на одном нотном развороте, сразу три варианта католического песнопения Agnus Dei, принадлежащие трём же, совершенно разным по эпохе, стилю, мироощущению композиторам.

Во-первых, знакомая всем и каждому «Ария альта» из Мессы си минор И. С. Баха, в непривычном и, в то же время, очень гармоничном переложении для скрипки (Наталия Бондарева), виолончели (Олег Шейна), клавесина (Тимур Халиуллин) и меццо-сопрано (Оксана Никитина).

Во-вторых, романтическое прочтение произведения Agnus Dei Жоржа Бизе, которое исполнила солистка — Галина Зольникова.

И, наконец, в исполнении камерного хора Белгородской государственной филармонии под управлением Елены Алексеевой и солистов, Галины Зольниковой и Оксаны Никитиной, прозвучали два фрагмента — Agnus Dei и Requiem Aeternam — из «Реквиема» Джузеппе Верди.

Галина Зольникова, Оксана Никитина, камерный хор

Музыку этого монументального полотна можно с уверенностью сравнить с «Реквиемом» божественного Моцарта. Благо представилась такая возможность: в том же составе были исполнены и три самые любимые во все мире части этого великого откровения австрийского композитора — Dies Irae, Confutatis и Lacrimosa. Объемно, не по-камерному мощно, прогремел хор, соединяясь под сводами зала с оркестровым звучанием органа — еще один удачный эксперимент Тимура Халиуллина!

Сложно сказать, в какой именно момент в концерте наметилась четкая драматическая линия. Может, после трагически пафосной, необъятной органной Фантазии соль минор И. С. Баха? В любом случае, накал эмоций определенно ощутили все сидящие в зале после премьерной Сонаты для 4-х литавр и органа Энтони Дж. Сироуна в исполнении Сергея Коваленко и Тимура Халиуллина!

Сергей Коваленко

На что похожи девять минут сольного звучания литавр, вступивших в диалог с органом? Что хотел выразить композитор через этот гротескный первобытный мир звуков? Уверена, у всех причастных к этому музыкальному событию сложились свои оригинальные представления, которые дали в сумме долгие восторженные аплодисменты.

Их эхо еще парило где-то под стрельчатыми сводами зала, когда на сцене звучала уже новая долгожданная премьера — переложение для органа саундтрека к фильму Даррена Аронофски «Реквием по мечте». Сегодня этот хит британского композитора Клинта Мэнселла представлен во всевозможных интерпретациях для любых инструментальных составов. А теперь — и в органном 3D-звучании в пульсирующем сопровождении светового шоу! В этом свежем музыкальном прочтении ясно ощущалась вся хрупкость человеческой мечты в неумолимо сжимающейся руке судьбы.

Тимур Халиуллин, Реквием по мечте

Отдав дань неумолимому бегу времени в номере из сюиты «Время вперед» Георгия Свиридова, блестяще исполненном Людмилой Петровой (фортепиано), Тимуром Халиуллиным (орган) и Сергеем Коваленко (ударные)…

Тимур Халиуллин, Людмила Петрова, Сергей Коваленко

…. мы вновь вернулись к теме рока.

На непрерывном крещендо прозвучал заключительный номер концерта — хор O Fortuna из оперы «Кармина Бурана» Карла Орфа в сопровождении органа и литавр. И хотя этот архаичный, грозный гимн всевластию судьбы и призван вносить суеверный трепет в сердца слушателей, они уходили приятно впечатленные и счастливые. Ведь новый концертный сезон в органном зале уже не за горами!

Белгородский органный зал

Автор: Анастасия Хлюпина

Фото: Антон Черев

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору