Предстоящие мероприятия



Пушкино
с 27 февраля 2017 по 19 марта 2017

Пушкино
27 февраля 2017



Пушкино
5 марта 2017



Пушкино
12 марта 2017

Пушкино
14 марта 2017


Читайте на эту же тему




«Всё зависит от учителя»

Добавлено 09 февраля 2013

Наталия Калиничева (скрипка), Алексей Паршин (орган), Фестиваль Музыкального Искусства в Пушкино, Анна Учайкина (орган)

«Ажиотаж!» - слышалось со всех сторон на открытии Фестиваля музыкального искусства в минувшее воскресение. Самое значимое культурное событие города началось - и зал ДК «Пушкино», не способный принять всех желающих послушать профессиональное исполнение классических произведений, уже не кажется таким большим. Тем более если выступает не просто заслуженный артист и заслуженный деятель искусств РФ, а один из лучших в стране органистов, чей инструмент нов и необычен для Пушкино - Алексей Александрович Паршин.

Читайте интервью с Алексеем Александровичем на странице ... .


- Как вы попали на пушкинский фестиваль?

А.А.:- Меня пригласила Наталия Михайловна Калиничева — его главный организатор и вдохновитель. Я очень ценю людей, которые делают подобные вещи, которые имеют внутренний запал, горение, творческий азарт, подвигающий их на подобные инициативы. А раз есть фестиваль, значит, людям это нужно, почему же не откликнуться?

- Расскажите о программе вашего концерта - «Орган сквозь три столетия». Вы представляли её раньше?

А.А.:- Подобные программы, конечно, уже были. Дело в том, что я не знал, какой в моём распоряжении будет инструмент (ред.: переносной цифровой орган взят Фестивалем в аренду), поэтому привёз с собой некоторое количество нот, чтобы уже «на месте» определить, что может хорошо здесь звучать и быть интересным для людей. Ведь, может быть, многие никогда и не были на органном концерте. Инструмент, на котором пришлось играть, не относится к числу самых богатых по количеству тембров, тем не менее, их вполне достаточно, чтобы при внимательном отношении и определённом опыте обращения сделать интересные звуковые картинки.

- Насколько популярен орган среди будущих музыкантов, поступающих в консерваторию?

А.А.:- Лет десять-двадцать назад интереса, кажется, было больше, — сейчас другая эпоха… Тогда можно было учиться по двум специальностям бесплатно. Теперь возможности заниматься органом как второй специальностью (а раньше именно так и было) на бюджетной основе нет, а у многих людей, которым нравится этот инструмент, далеко не самые богатые родители.

Разные есть ребята. В прошлом году ко мне в класс поступило трое студентов, которые раньше занимались факультативно. Они, в принципе, могли продолжить образование за границей, но остались у меня и сейчас, чтобы учиться, вынуждены платить немалые деньги. Есть и другое. Обучение на нашем инструменте связано со многими лишениями в молодой жизни — ранние вставания, например... Не каждый может купить себе домой цифровой орган, для занятий надо приезжать в консерваторию, а инструментов там гораздо меньше, чем тех, кто на них занимается. Профессионально ориентированных ребят немного. Многие из них — мои ученики, и это очень приятно. Они учатся и концертируют, прекрасно преподают. Среди них — Анна Учайкина. Она также участник Пушкинского фестиваля. Учайкина— боец, яркий музыкант с большим концертным и конкурсным опытом. Я могу смело сказать, что если бы у меня была всего лишь одна такая ученица, то моя педагогическая жизнь была бы прожита не зря.

- Молодые музыканты тоже получают степень бакалавра после новой образовательной реформы?

А.А.:- В консерватории осталась та система, которая была в России испокон века и давала блистательные результаты. И мы не жалеем, что она действует. Я точно не жалею. По большому счёту, не так важно — какова система. Кажется, Ференц Лист говорил: «Хорошая вещь — система, только я никогда ей не пользовался». Всё зависит от учителя, а не от всяких там методик… Могут быть изумительные программы, но если учителя настоящего нет... Я иногда читаю в аннотациях: «окончил Московскую консерваторию». Ты можешь окончить чей-то класс консерватории, тебя не стены учат! Да, они вдохновляют, помогают, но не учат. Учат конкретные люди.

Собственно, одна из самых важных целей педагогического труда — научить человека работать самостоятельно. И даже если сразу не получается, ты делаешь всё, чтобы способствовать её достижению. Характерная черта наших старых фортепианных педагогов — то, что они вкладывали необыкновенную любовь к ученику, к делу — эти вещи сливались воедино. Они не просто гениально учили, они требовали, порой очень жестко и бескомпромиссно. И то, и другое было проникнуто огромной любовью к музыке и человеку, настолько они не жалели живота своего и хотели добиться, чтобы ты не просто понял, «воспроизвёл», а способен был закрепить, сделать это частью своего «я». Всё равно ведь каждый сыграет по-своему — никто, даже самый средний по уровню одарённости человек, не может никого копировать. Ещё мой московский органный учитель Леонид Исаакович Ройзман говорил — никогда не бойтесь подражаний. Потерять индивидуальность может тот, у кого её не достаёт. Я бы прибавил: если человек среднего уровня пытается подражать и достигает в этом хороших результатов, он делается просто культурным музыкантом и может приносить пользу как учитель. И здесь нет ничего плохого.

- А современные студенты отличаются о тех, какими были вы?

А.А.:- Отличаются. Знаете, людям старшего поколения всегда кажется, когда они учились, было лучше. Может это и не так, но... Сейчас меньше людей, которые горели так, как многие из нас. Сейчас есть какая-то невидимая плита, которая над многими довлеет и не даёт развернуться в надежде на то, что ты состоишься. Да и не денежная это профессия. Сейчас меньше людей, которые готовы были бы терпеть это во имя своего призвания. А терпеть надо много. В том числе и хорошего педагога — он живой человек, может перегибать палку. Учителя, как известно, все разные. Есть и такие: получилось — хорошо, не получилось — потом получится. Мой главный учитель – великий пианист-педагог Илья Романович Клячко таким не был. Работал просто на износ — ни один урок меньше двух часов не длился. А рекордный шёл четыре с половиной или пять часов — причём что он со мной делал! Но такие люди у меня причислены к лику святых, потому что они жили для других, они жили для искусства. И не так просто — через слова, а через дело. А когда Л. И. Ройзман что-то объяснял — как это ему было свойственно, пунктуально, энергоёмко, расставлено, а мы нетерпеливо реагировали: «Да, спасибо, Леонид Исаакович, я знаю», он жёстко парировал: «Деточка, в нашем деле “я знаю” значит “я умею”». Ройзман научил многим вещам, непосредственного отношения к творчеству не имеющим, но без которых оно не состоится... Я ему за это особенно благодарен. У меня были лучшие учителя. Они учили быть тем, каким ты можешь быть и убирали то в тебе, что мешало. Порой это был очень жёстко. И мы обижались. Но недолго, потому что тогда ещё нам хватало сознания, что если на тебя кричат, значит от тебя чего-то ждут, значит твоя личность имеет для того, кто на тебя кричит, значение. А вот как мучаются те, на которых не кричат? Ройзман говорил: «Деточка, если я не вижу в человеке ничего такого, что ж я буду повышать голос? Я с ним ровный, спокойный, поглаживающий по головке». Сейчас уже другое... Но я не скажу, что таких, как мы, уже нет. А хороший студент — это вообще кто? Такой студент, которому не страшны эмоциональные траты и издержки. А сейчас молодёжь часто боится именно этого.

- С 2004 года Вы — художественный руководитель цикла Благотворительных органных концертов в историческом Портретном зале Главного военного госпиталя им. Н. Н. Бурденко. Как появилась идея проведения таких концертов?

А.А.:- Это очень важная составляющая моей деятельности. Главный военный госпиталь — историческое место, где служил мой отец. Когда он рассказывал о госпитале довоенных и военных времён, у него как-то особенно светились глаза. То, что от родителей идёт в детстве — особые семена, которые ложатся на особую почву детской души. И вот когда я впервые увидел Портретный зал — старинный зал Павловской эпохи — он меня так поразил, что захотелось, чтобы там непременно зазвучал орган...

На концерты в госпитале приходят люди, перед которыми наше Отечество и все мы должны снять шляпу. Это цвет нации. Но многие из них именно на органных концертах впервые «вживую» сталкиваются с академической музыкой. Когда, вдохновлённые концертом, они говорят: «У меня завтра операция, после ваших концертов никакой операции не надо». Я понимаю, что это значит. Музыка — это особое лекарство. Оно может усилить возможности медицины.

Я сам веду эти встречи, разговариваю с публикой, даю ключик для восприятия — Баха они, может, и знают, а других? А когда начинаешь рассказывать о музыке, почему она такая, на что нацелена, какие стороны мироощущения отражает, человек перестаёт беспокоиться, что до него не дойдёт, перестаёт зажиматься. Я всегда говорю — вы совершенно не обязаны всё любить. Я, музыкант-профессионал, люблю далеко не всё, что считается высоким искусством.

- Алексей Александрович, пожелайте что-нибудь нашему Фестивалю.

- Дальнейшего расцвета. Такое замечательное дело и бережное, вдохновенное отношение удивительны. Это явление надо всячески оберегать и поддерживать. Желать-то просто, а исполнить? Я помню, когда мы со студентами в присутствии отца Павла Трошинкина, большого любителя академической музыки, говорили о содержании искусства и любви как главной его составляющей, он своим дьяконским басом промолвил: «Запомните все, любовь — это действо!»

Подготовила Анна Ефимова

Статья опубликована в газете "Пушкинский вестник" от 7 февраля 2013 года.

vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. Марина, Пушкино, 10 февраля 2013:

    Замечательная благотворительная акция! Отлично подготовленный фестиваль музыки в нашем дорогом Пушкино! Прекрасная возможность людям услышать музыку великих композиторов в превосходном исполнении известных музыкантов: А. Паршина, Н. Калиничевой, А. Учайкиной и других! Спасибо за талант и вдохновение!

  2. Светалана, Москва, 10 февраля 2013:

    Отличное интервью, замечательный фестиваль!!. Спасибо огромное организаторвм и А, Паршину! Культура выстоит, благодаря таким людям,как Н. Калиничева.

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору