Предстоящие мероприятия

Санкт-Петербург
январь 2020

Санкт-Петербург
22 января 2020

Санкт-Петербург
26 января 2020

Санкт-Петербург
29 января 2020


Добавлено 15 декабря / 19 orgelvesper

воскресенье


Санкт-Петербург

15 декабря 2019


Евангелическо-Лютеранская церковь св. Екатерины

Большой пр. В. О., д. 1-а, метро Спортивная-2

Иоганн Себастьян Бах: с юности до поздних лет

Иоганн Себастьян Бах: с юности до поздних лет

Андрей Коломийцев (клавесин, орган)

Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750)

Фантазия и фуга до минор, BWV 537

Хоральные прелюдии:
Vater unser im Himmelreich, BWV 737
O Lamm Gottes, unschuldig

Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543

Ricercar a 3 из цикла «Музыкальное приношение», BWV 1079

Хоральная партита O Gott, du frommer Gott, BWV 767

Хоральные прелюдии:
Jesus, meine Zuversicht, BWV 728
Liebster Jesu, wir sind hier, BWV 731

Прелюдия до минор, BWV 999

Пассакалия до минор, BWV 582

Исполнитель:
Андрей Коломийцев — орган

-------------

«Иоганн Себастьян Бах: с юности до поздних лет»

Творческое наследие Иоганна Себастьяна Баха — безусловно одна из величайших сокровищниц музыкального мира. В программу настоящего концерта вошли произведения различных периодов творчества композитора: от ранних сочинений до написанных в последние годы его жизни. Внушительную часть органных произведений Баха составляют хоральные обработки: как правило это небольшие пьесы, за основу которых взят лютеранский хорал. Зачастую пьесы на один и тот же хорал объединяются автором в хоральную партиту.

Для слушателей времени Баха, знавших все мелодии хоралов наизусть, эти мелодии являлись по существу знаками, отражающими содержание хорала. Встречаясь в музыкальном тексте с другими подобными знаками, они выстраивались в ассоциативные ряды, в результате чего обогащались и превращались в символы. Возникало сразу несколько ассоциаций: с содержанием хорала, с конкретным эпизодом библейской истории, с ритуальным действом, которому предназначался этот хорал.

В наши дни восприятие лютеранского хорала как элемента мироощущения значительно менее распространено. Зачастую содержание хоралов в той или иной мере полно отражено в их названии:
• «Vater unser im Himmelreich» (нем. Отче наш на небесах)
• «O Lamm gottes unschuldig» (нем. Невинный Агнец Божий)
• «Jesus meine Zuversicht» (нем. Ты, Господь, мне жизни свет)
• «Liebster Jesu wir sind hier» (нем. Иисусе, мы с тобой)
• «O Gott du frommer Gott» (нем. О Боже, Боже правый).
Хоральные обработки, вошедшие в программу настоящего концерта, относятся в основном к раннему периоду творчества Баха.

Оставляя свои ранние произведения такими, какими они возникли, в более зрелом возрасте Бах неустанно работал над своими сочинениями до тех пор, пока они не приобретали своей окончательной формы. Например, прелюдия и фуга ля минор (BWV 543) претерпела несколько редакций, прежде чем автору удалось наиболее точно воплотить свои идеи. Интересно, что фантазия и фуга до минор (BWV 537) — произведение, не подвластное словесному описанию — лишь чудом дошло до наших дней. После смерти автора рукопись едва ли не попала в руки лавочника, который хотел использовать ее как макулатуру. К счастью, придворный органист Рейхардт из Альтенбурга успел спасти это сочинение.

Самое позднее произведение Баха, вошедшее в программу концерта — Ричеркар из сборника «Музыкальное приношение». Основой всего сборника выступает тема, данная Баху для импровизации королем Фридрихом II во время их встречи в Постдаме в 1747 году. Вернувшись после встречи в Лейпциг, Бах разработал эту тему на три и шесть голосов, создал на нее несколько канонов, сонату, фугу. Издание, озаглавленное как «Музыкальное приношение», Бах посвятил королю.

Поразительно узнавать, что некоторые из величайших сочинений Бах написал в возрасте около 25 лет. Таким сочинением стала, например, Пассакалия до минор (BWV 582). Это масштабное произведение, вдохновленное работами Дитриха Букстехуде, Бах построил в форме 21 вариации на тему, заимствованную из сочинения французского композитора Андре Резона (1640−1719). Бах продлил эту тему с глубоким регистровым опусканием линии, символизирующим смерть, и с введением в мелодию острого интервала, символизирующего страдание. 21-я вариация в этом сочинении — двойная фуга на основную тему, заимствованную у Резона и тему, состоящую из «мотивов страдания» (уменьшенных кварт), дописанную Бахом. Распространено толкование музыкального текста Пассакалии как органного пассиона, завершающегося изображением вознесения Христа и явлением Христа ученикам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле… Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»

Автор текста: Надежда Зубова

-------------

Стоимость билета — 500 рублей
Стоимость льготного билета
— 400 рублей
Билеты можно приобрести на входе или онлайн на сайте orgelvesper.ticketscloud.org

Начало концерта в 16:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору