Предстоящие мероприятия

Санкт-Петербург
январь 2020

Санкт-Петербург
22 января 2020

Санкт-Петербург
26 января 2020

Санкт-Петербург
29 января 2020


Добавлено 15 сентября / 19 orgelvesper

воскресенье


Санкт-Петербург

15 сентября 2019


Евангелическо-Лютеранская церковь св. Екатерины

Большой пр. В. О., д. 1-а, метро Спортивная-2

Иоганн Себастьян Бах «Style francais»

Иоганн Себастьян Бах «Style francais»

Григорий Варшавский — орган

Иоганн Себастьян Бах (1685−1750)

Две хоральные прелюдии:
Jesus, meine Zuversicht, BWV 728
Wer nur den lieben Gott läßt walten, BWV 691

Хоральная партита Ach, was soll ich Sünder machen, BWV 770

Две хоральные прелюдии из сборника Clavier-Übung III:
Wir glauben all` an einen Gott, BWV 681
Vater unser im Himmelreich, BWV 682

Хоральная партита O Gott, du frommer Gott, BWV 767

Две хоральные прелюдии из сборника «Органная книжечка»:
Wenn wir in höchsten Nöten sein, BWV 641
O Mensch, bewein` dein Sünde groß, BWV 622

Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552

В противовес немецкому и итальянскому французский стиль, в том числе, в органной музыке — это, прежде всего, не полифония, а гармония, настроение, краска. Острохарактерная, гротескная, театральная выразительность; калейдоскоп масок и декламация по ролям; преувеличенность и парадоксальность оказываются возможными даже в отсутствие слова и как такового сценического действа. Весь этот драматический пафос разыгрывается на одних лишь нотных линейках, и целиком воплощается рядами органных труб.
Иоганн Себастьян Бах, с живейшим интересом относившийся ко всем доступным ему богатствам европейского музыкального наследия, собирал в свою «творческую лабораторию» все накопленные поколениями мастеров художественные приёмы, жанры и формы. Решая свои собственные творческие задачи, он выбирал из своего арсенала всякий раз наиболее подходящее, которое, комбинируя и переосмысляя, наполнял свежим художественным содержанием.

Французский стиль также служил у него воплощению определённых образов. Так, яркая, красочная Прелюдия ми-бемоль мажор, открывающая Третью часть «Сборника клавирных упражнений», написана в лексике Французской увертюры с ритмическими контрастами, патетическими интонациями и дуэтами. В «малой» хоральной обработке на Символ Веры из этого же сборника («Веруем в единого Бога», BWV 681) аналогичная лексика служит созданию мистического эффекта преображения мира в момент обретения веры. «Вера может двигать горы» — про смену тональности в конце этого произведения (по Б.С. Казачкову). В монументальной хоральной обработке из того же сборника на «Отче наш», BWV 682, просматривается аналогия с изложенной на двух мануалах и педали органа изысканной пятиголосной полифонией замечательного французского композитора Николя де Гриньи, произведения которого Бах знал и ценил ещё с отрочества.

Вообще, для классической французской органной музыки характерна жёсткая связка жанра, формы и аффекта, сопряжённого, в свою очередь, с конкретной регистровкой (набором голосов, тембров) органа. Усматривание аналогичных форм у Баха и исполнение их в соответствие с французскими принципами оказывается очень плодотворным подходом — прежде всего, в хоральных партитах. Также, во многих своих произведениях Бах нередко использует французскую систему орнаментики (украшений, добавляемых к основному мелодическому движению).

Григорий Варшавский является бессменным главным органистом лютеранской церкви св. Екатерины на Васильевском острове с момента возобновления в ней богослужений в 1990 г. Уникальный стиль исполнителя, давно полюбившийся слушателям не только Санкт-Петербурга, но и других городов России и иностранных государств (Германия, Финляндия, Швеция и др.), сформировался как результат плодотворного совмещения знаний о барочной практике, почерпнутой из немецкой литературы, с традицией ленинградской органной школы, сформировавшейся в лоне постромантизма. Сочинения Иоганна Себастьяна Баха занимают в широчайшем репертуаре Григория Варшавского одно из основных мест, в отношении многих произведений у него созрела своя собственная художественно-аргументированная интерпретация.

Автор текста: Константин Грешневиков

Стоимость билета — 500 рублей
Стоимость льготного билета — 400 рублей
Билеты можно приобрести перед концертом или онлайн

Начало концерта в 16:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору