Предстоящие мероприятия

Санкт-Петербург
февраль 2020

Санкт-Петербург
19 февраля 2020

Санкт-Петербург
23 февраля 2020

Санкт-Петербург
26 февраля 2020


Добавлено 09 февраля / 20 orgelvesper

воскресенье


Санкт-Петербург

9 февраля 2020


Евангелическо-Лютеранская церковь св. Екатерины

Большой пр. В. О., д. 1-а, метро Спортивная-2

Концерт органной музыки: «Хвала триединому Богу»

Концерт органной музыки: «Хвала триединому Богу»

Борис Казачков – орган

Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750)
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541

Дитрих Букстехуде (1637 — 1707)
Прелюдия in a, BuxWV 153
Прелюдия in g, BuxWV 150
Хоральная прелюдия Komm, heiliger Geist, Herre Gott, BuxWV 200

Иоганн Себастьян Бах
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich
из сборника Clavier-Übung III, BWV 682

Матиас Векман (1616 — 1674)
Гимн O lux beata Trinitas (6 строф)

--------------

Программы концертов Бориса Казачкова всегда таят в себе символический сакральный подтекст, а, точнее, как пишет в своих книгах сам исполнитель, НАДтекст или гештальт. Это скрытый от непосвящённого «духовный каркас», смысловой стержень программы, обеспечивающий глубинную внутреннюю гармонию и законченность всей музыкальной мистерии.
Органный концерт 9 февраля по замыслу Бориса Казачкова отсылает к завершению года по архаическому лунному календарю, первым месяцем которого изначально являлся март. Соответственно, в последний месяц годичного цикла подобало славословить Бога и благодарить Его за благополучный год. Это и есть лейтмотив концерта.

Магия чисел также крутится вокруг числа три — символа Святой Троицы. Прозвучат сочинения трех старинных композиторов: Дитриха Букстехуде (три сочинения), Иоганна Себастьяна Баха (два сочинения) и Матиаса Векмана (одно сочинение). За тремя свободными сочинениями последует три хоральных обработки — в сумме шесть — «число творения». При этом, от каждого автора взято только по одному хоральному сочинению.

Тональности пьес также образуют определённый ритм: одна мажорная пьеса — две минорных, снова одна мажорная — опять две минорных (хотя, строго говоря, лежащий в основе последнего хорального цикла идущий из глубины веков шестистрофный гимн святой Троице «O lux beata Trinitas» (О, свет, святая Троица) не имеет тональности в современном понимании, и, таким образом, не принадлежит ни к мажору, ни к минору).
Также очень важно, что пьесы со вторую по пятую своим тональностями образуют четыре первых тона мелодии «O lux beata Trinitas»: ля-соль-фа-ми (хоральная прелюдия Букстехуде «Прииди, святой Дух, Господь Бог» написана в тоне фа; «Отче наш» Баха — в тоне ми).

Первая пьеса, открывающая концерт — Прелюдия и фуга Иоганна Себастьяна Баха — имеет характер увертюры, и, одновременно, ставит tonus finalis гимна: ноту соль. Всё это ведет, подготавливает слушателя к последнему, шестому сочинению — подлинной жемчужине северогерманского барочного органного искусства — монументальному хоральному циклу Матиаса Векмана «O lux beata Trinitas», шестичастому, как и весь концерт. По сути, это отдельный концерт в концерте: части цикла очень разнообразны по приёмам полифонического письма, техникой которого автор владел в совершенстве. Местами контрапункт нарочито, демонстративно сложный, что, однако, не отменяет и богатой художественной составляющей.

Кульминацией этого цикла и одновременно всего концерта является предпоследняя, самая развернутая пятая часть, представляющая собой самостоятельную хоральную фантазию особого типа, «строфическую» — вопреки обыкновению, мелодия строфы проводится в ней не один раз, а три (и все три — колорированно, то есть «украшено» дополнительными нотами): первый раз в верхнем голосе, символизируя Бога Отца, второй раз в теноре (второй с верху) — Бог Сын, и третий раз — снова в верхнем голосе, но в широком диапазоне, изображая порхание голубя — символа святого Духа. Также можно вспомнить ветхозаветную сцену сотворения мира: «…и Дух Божий носился над водой» — стоящее там в оригинальном древнееврейском тексте слово более близко по значению к «порхать, трепетать».

Дата концерта — девятое число — также является продолжением ряда символических чисел 3 — 6 — 9…

Текст: Константин Грешневиков, Борис Казачков

------------------

Стоимость билета — 500 рублей
Стоимость льготного билета — 400 рублей
Билеты можно приобрести на входе или заранее онлайн на сайте orgelvesper.ticketscloud.org

Начало концерта в 16:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору