Предстоящие мероприятия

Санкт-Петербург
февраль 2020

Санкт-Петербург
19 февраля 2020

Санкт-Петербург
23 февраля 2020

Санкт-Петербург
26 февраля 2020

Санкт-Петербург
1 марта 2020


Добавлено 26 января / 20 orgelvesper

воскресенье


Санкт-Петербург

26 января 2020


Евангелическо-Лютеранская церковь св. Екатерины

Большой пр. В. О., д. 1-а, метро Спортивная-2

«Музыкальное наследие Германии»

«Музыкальное наследие Германии»

Ольга Колесникова – орган

Николаус Брунс (1665 — 1697)
Прелюдия in e (большая)

Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750)
Две хоральные прелюдии
из сборника «Органная книжечка»:
O Mensch, bewein' dein Sünde groß, BWV 622
In dir ist Freude, BWV 615

Токката и фуга ре минор, «Дорийская», BWV 538

Микаэл Таривердиев (1931 — 1996)
Две хоральные прелюдии из цикла
«Подражание старым мастерам», соч. 103

Август Готфрид Риттер (1811 — 1885)
Соната для органа № 3, ля минор, соч. 23

--------------

«Музыкальное наследие Германии»

Музыка для органа составляет существенную часть музыкального наследия Германии. В программу настоящего концерта вошли произведения виднейших немецких композиторов: Николауса Брунса, Иоганна Себастьяна Баха, Августа Готфрида Риттера.

Николаус Брунс (1665 — 1697) — один из самых талантливых учеников Дитриха Букстехуде, скрипач, органист и композитор. Его большая прелюдия ми минор по праву считается самым высоким достижением северо-немецкой органной школы. Это произведение — внутренне-контрастное, драматичное — по мнению некоторых музыковедов, содержит символические указания на библейский сюжет об отречении Петра: например, в нескольких фрагментах прелюдии можно услышать подражание крикам петуха, о которых Иисус предупреждал своего ученика: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.» (Лк 22:34)

Сочинения Брунса высоко ценил Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750), влияние Брунса на мэтра органной музыки XVIII века слышно во многих его сочинениях (например, в Прелюдии и фуге соль мажор, BWV 541). В программу концерта вошли две хоральные прелюдии. «O, Mensch, bewein dein Süde groß», BWV 622 (нем. О, человек, оплачь свой грех) — прелюдия на хорал, описывающий страстные события согласно четырем Евангелистам. Прелюдия «In Dir ist Freude», BWV 615 (нем. В Тебе радость) имеет в своей основе текст, славящий Христа, в котором человек находит радость в любых печалях.

Наряду с этими произведениями прозвучит одно из величайших творений Баха: Токката и фуга ре минор, BWV 538. Это так называемая «дорийская» токката (не стоит путать ее с токкатой и фугой ре минор BWV 565) — яркое, виртуозное сочинение, написанное во время пребывания Баха в Веймаре в 1707—1718. Интересно, что в отличие от многих схожих произведений Баха, токката требует исполнения на двух мануалах (Oberwerk и Rückpositiv).

Август Готфрид Риттер (1811 — 1885) — немецкий композитор, органист-виртуоз, музыковед и эксперт в органостроении. Среди его сочинений наиболее известны органные сонаты. Интересно, что некоторые музыковеды считают Риттера одним из создателей этого жанра наряду с Феликсом Мендельсоном. На концерте прозвучит третья соната Риттера ля минор, посвященная Ференцу Листу: это яркая, виртуозная, напряженно-выразительная музыка, исполнение которой требует особого исполнительского мастерства.

Музыкальное наследие Германии по сей день служит источником вдохновения для музыкантов. Ярким примером тому служит одна из работ Микаэла Таривердиева, наиболее известного современному слушателю как автора музыки к фильмам «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». В 1995 году композитор закончил работу над «Десятью хоралами для органа „Подражание старым мастерам“» op. 103 (посвящение инфанте испанской Елене). Кандидат искусствоведения Анна Недоспасова (Новосибирск) пишет об этом сочинении: «Глубокий пиетет перед творчеством великих мастеров эпохи Барокко вдохновлял М. Таривердиева, послужил импульсом к стилевому диалогу между XVIII и XX веками, состоявшемуся в op. 103.» Две хоральные прелюдии из этого сборника прозвучат в рамках концерта, стилистически объединяя все произведения программы между собой, и в то же время иллюстрируя существенный этап эволюции хоральной прелюдии от времен Иоганна Себастьяна Баха до наших дней.

Автор текста: Надежда Зубова

--------------

Стоимость билета — 500 рублей
Стоимость льготного билета — 400 рублей
Билеты можно приобрести на входе или заранее онлайн на сайте orgelvesper.ticketscloud.org

Начало концерта в 16:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору