Варвара Непомнящая. Муром. 4 декабря 2021.

Добавлено 08 декабря 2021 елена

Муромская «Филармония», Варвара Непомнящая (фортепиано)

Варя, дорогая, поздравляю с твоим днём! С Днём Рождения! Здоровья самого богатырского, лёгкости перемещений в пространстве, исполнения задуманного! Ура!

Позволь несколько слов о нашей недавней встрече, о твоём концерте в Муроме 4 декабря.

Больше всего я ждала Гайдна. Не подозревайте меня в нелюбви к Прокофьеву, просто он в этот раз был для меня более предсказуем. Гайдн был впервые. Зная особое умение, невероятную культуру и деликатность, высшую точность, ту, что и есть залог красоты, зная, как может Варвара играть такую музыку, жила в предвкушении чуда. Ожидания оправдались. Такого венского классика я ещё не слышала. Всегда поражает умение Мастера увидеть-услышать по-новому, по-своему давно знакомое и ставшее привычным. Я люблю музыку Йозефа Гайдна, жду, когда мои ученики дорастут до него. Можно будет долго изучать прихотливые, очень непростые даже самые лёгкие его сочинения. Люблю за выдумку, смелость, контрасты, театральную яркость, бесконечную изменчивость. Две чудесные сонаты прозвучали в концерте. Несколько минут счастья, света и гармонии. Новый и неожиданный Гайдн для меня. Повзрослевший, благовоспитанный и немного грустный…

Начался концерт с подарка. Вот так сразу. Подарок выпросила я. Накануне в Академии Гнесиных прошёл праздничный вечер. Поздравляли Лидию Александровну Григорьеву с юбилеем. Коллеги, ученики, родители — зал был полон. Среди выпускников замечательного педагога-музыканта наша Варя — Варвара Непомнящая. Подарки, конечно, музыкальные. Варя играла Солера и Равеля. Вот сочинение Антонио Солера я и попросила исполнить в муромском концерте. Вы любите кружева? Жемчуг? Драгоценные завитки старого серебра? Слушайте Фанданго А. Солера и будет вам счастье. Только в исполнении нашей дорогой Вари. Здорово у неё это получается. Железная ритмическая воля, изгибы постоянно меняющейся мелодии, тонко очерченные замысловатые украшения — одиннадцать минут страстного испанского танца. Шедевр!

Во втором отделении Восьмая фортепианная соната Сергея Прокофьева. Масштабное сочинение. В любви к нему признавался Эмиль Григорьевич Гилельс, которому доверил первое исполнение автор.

«В 1944 году Сергей Сергеевич предложил мне впервые исполнить его новую, Восьмую сонату. Работа над этим сочинением захватила меня. Восьмая соната — глубокое произведение, требующее большого эмоционального напряжения. Она захватывает симфоничностью своего развития, напряжением и широтой, обаянием лирических эпизодов».

Впоследствии Восьмую сонату стал часто исполнять и С. Рихтер. «…Особенно дороги мне Восьмая и Девятая сонаты. Восьмая соната — монументальное сочинение, по форме близкое симфонии, полное глубоких философских обобщений, — рассказывает Рихтер. — Каждое исполнение этой сонаты является большим событием в моей артистической жизни… Из всех прокофьевских сонат она самая богатая. В ней сложная внутренняя жизнь с глубокими противопоставлениями. Временами она как бы цепенеет, прислушиваясь к неумолимому ходу времени. Соната несколько тяжела для восприятия, но тяжела от богатства — как дерево, отягченное плодами. Наряду с Четвертой и Девятой она остается любимым моим сочинением».

«Тяжела от богатства — как дерево, отягченное плодами». Хорошо сказано. Нам повезло. Мы слушали это сочинение не в первый раз. Напитались, надумались… Появление любимых тем ждали как встречу с дорогим другом. «Каждое исполнение этой сонаты является большим событием в моей артистической жизни» — так пишет С. Т. Рихтер. «Каждое исполнение этой сонаты — большое событие в нашей жизни» — повторяем вслед.

И очень важное. Для Варвары это исполнение было премьерным. Большое событие!

Муром Филармония 4 декабря 2021

Фотографии Владимира Гурина

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2022 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору