Предстоящие мероприятия




Москва
с 3 сентября 2020 по 6 марта 2021


Москва
с 7 сентября 2020 по 21 мая 2021


Москва
с 9 сентября 2020 по 12 декабря 2020

Москва
с 9 сентября 2020 по 12 мая 2021


Москва
с 16 сентября 2020 по 24 апреля 2021

Москва
с 21 сентября 2020 по 11 апреля 2021

Москва
с 22 сентября 2020 по 23 марта 2021


Москва
с 27 сентября 2020 по 28 марта 2021

Москва
с 27 сентября 2020 по 30 апреля 2021



Москва
с 28 сентября 2020 по 26 февраля 2021








Москва
с 1 октября 2020 по 5 марта 2021



Москва
с 2 октября 2020 по 15 мая 2021

Москва
с 2 октября 2020 по 14 мая 2021



Москва
с 3 октября 2020 по 14 апреля 2021

Москва
3 октября 2020




Москва
с 4 октября 2020 по 11 апреля 2021






Москва
4 октября 2020








Москва
6 октября 2020




Москва
7 октября 2020


Москва
8 октября 2020







Москва
с 10 октября 2020 по 21 февраля 2021


Москва
10 октября 2020



Москва
с 11 октября 2020 по 19 мая 2021







Москва
с 12 октября 2020 по 3 января 2021

Москва
12 октября 2020





Москва
с 14 октября 2020 по 16 апреля 2021



Москва
14 октября 2020

Москва
15 октября 2020

Москва
15 октября 2020

Москва
15 октября 2020




Москва
16 октября 2020



Москва
17 октября 2020





Москва
18 октября 2020


Москва
18 октября 2020



Москва
с 20 октября 2020 по 6 апреля 2021


Москва
20 октября 2020



Москва
с 21 октября 2020 по 25 апреля 2021




Москва
22 октября 2020





Москва
с 24 октября 2020 по 25 апреля 2021



Москва
с 25 октября 2020 по 23 мая 2021

Москва
с 25 октября 2020 по 13 мая 2021



Москва
с 26 октября 2020 по 25 апреля 2021


Москва
27 октября 2020




Москва
28 октября 2020





Москва
31 октября 2020


Москва
с 1 ноября 2020 по 4 апреля 2021





Москва
с 4 ноября 2020 по 26 мая 2021

Москва
4 ноября 2020

Москва
с 6 ноября 2020 по 23 апреля 2021




Москва
с 8 ноября 2020 по 18 апреля 2021






Москва
с 14 ноября 2020 по 17 апреля 2021


Москва
14 ноября 2020


Москва
15 ноября 2020






Москва
с 27 ноября 2020 по 28 апреля 2021










Москва
12 декабря 2020







Москва
с 25 декабря 2020 по 29 мая 2021





Москва
14 января 2021

Москва
с 15 января 2021 по 16 апреля 2021
























Читайте на эту же тему







А закончили опереттой Шостаковича…

Добавлено 27 октября 2018 волонтер

Московская консерватория

Ансамблю «Студия новой музыки» — 25 лет

Ансамбль совершил перезагрузку музыки XX—XXI вв. еков во всех направлениях и форматах. Фото Эмиля Матвеева/Студия новой музыки
Один из главных российских ансамблей современной музыки перешагнул рубеж в четверть века. За плечами музыкантов — целая история, достойная экранизации. «Студия новой музыки» родилась в эпоху, которую сейчас называют «лихими девяностыми»: создание и формирование коллектива энтузиастов, сплоченных просветительской миссией, фактически проходило под звуки перестрелок и зычных лозунгов с трибуны.

В тот период из страны уехали такие мэтры, как Шнитке, Денисов, Губайдулина, а за ними и ряд молодых композиторов. Запрещенный в советское время авангард готовился кануть в Лету, безропотно уступая место дешевой эстраде и музыке частных корпоративов. И в это, казалось бы, беспросветное время в Московской консерватории силами композитора Владимира Тарнопольского, музыковеда Александра Соколова и дирижера Игоря Дронова появился ансамбль, готовый идти наперекор времени и сделать все, чтобы современную музыку в России умели играть, понимать, изучать и даже любить.

Так и произошло. Ансамбль «Студия новой музыки», задуманный как базовый ансамбль центра и кафедры современной музыки консерватории, совершил перезагрузку музыки XX—XXI вв. еков во всех направлениях и форматах, постепенно влившись в европейский музыкальный процесс. За 25 лет «Студия» осуществила более тысячи (!) российских и мировых премьер: неизвестные отрывки из оперы «Нос» Шостаковича, Камерную симфонию Рославца на его родине в Брянске, оперу «Лживый свет моих очей» Шаррино и многое другое — всего не перечислить. Благодаря ансамблю и деятельности сотрудников центра консерваторию в разное время охватывал настоящий звездопад ведущих зарубежных композиторов (Хельмут Лахенман, Фридрих Церха, Беат Фуррер, Петер Аблингер и т. д.) и коллег-коллективов (Recherche, Ensemble Modern, Alter Ego). Проводились мастер-классы, международные фестивали (например, «Московский форум»), тематические междисциплинарные циклы. «Студия новой музыки» может гордиться тем фактом, что именно их пригласили выступать на знаменитых Дармштадских летних курсах и Венецианской биеннале — «студийцы» также гастролировали и в США, и в Германии, и во Франции, представляя сложнейшие программы.

Но главным «домом» для них была, есть и будет Московская консерватория. Именно здесь происходили многие музыкальные откровения для публики, сидящей в проходах и на подоконниках Рахманиновского зала. Именно в этом учебном заведении «Студия» каждый год исполняет пьесы выпускников-композиторов на государственном экзамене по сочинению, словно вручая авторам путевку в жизнь. Именно консерватория, как никто другой, поддерживает инициативу и проекты ансамбля, центра и кафедры, о чем постоянно говорит худрук Владимир Тарнопольский (по сути, аналогий среди других музыкальных вузов страны нет). Несмотря на свой солидный возраст, «Студия» не боится экспериментировать и шагать в ногу со временем: музыканты то перевоплощаются в героев сказки «Красная Шапочка» в спектакле Жоржа Апергиса, то сотрудничают с модным светским проектом Sound Up, а сейчас и вовсе сыграют попсовую неоклассику на конкурсе молодых композиторов. Словом, за 25 лет своего существования ансамбль добился невероятных успехов и мирового признания, преодолевая различные трудности — возможно, еще и потому, что в его составе не просто профессиональные музыканты, а настоящая творческая семья, увлеченная единым делом.

Отметить юбилей решили в самом сердце Московской консерватории — Большом зале. По логике, должны были прозвучать выборочные сочинения, сыгранные ансамблем за эти годы (так сказать, с чего начали — к чему пришли), но не тут-то было. Программа концерта называлась «Суррогатные города»: семь российских и мировых премьер оказались посвящены конкретному городу (причем не во всех из них выступал ансамбль). Хотя юбилейная тематика и сложнофилософская концепция программы с трудом корреспондировали друг с другом.

Одна из премьер, «Центральный парк в темноте (Нью-Йорк)» Чарльза Айвза, практически сонорная пьеса с вкраплениями джаза и элементами урбанизма поражала свежестью звучания — трудно было поверить, что она датирована 1906 годом. «Атлантида» Мортона Фелдмана, еще одного американского композитора, погрузила зал в медитативное состояние, которое возникло благодаря вкрадчиво-деликатным притяжениям мотивов друг к другу: жаль, что графическая партитура Фелдмана, напоминающая нечто вроде судоку, была представлена небольшим фрагментом. Эта же участь постигла и пьесу «Стокгольм» из цикла «Карты несуществующих городов» Дмитрия Курляндского, хотя сам автор явно остался доволен исполнением. «Eastanbul» Владимира Тарнопольского и «Сцены из уличного театра» кореянки Ынсук Чин продемонстрировали звуковую картину жизни двух городов — Стамбула, где со всех сторон доносится пение муэдзинов, и Гонконга. Но что именно из него запечатлела в своей пьесе автор, из буклета понять было трудно: в нем страницы и перемешивались, и вовсе отсутствовали. «City Life. Check it out» Стива Райха с включением записанной речи, гудков, тормозов предстало бодро и живо, озвучивая презентацию фотографий команды «Студии новой музыки» на экране. А вокальный цикл Лучано Берио «Крики Лондона» исполнили студенты Камерного хора консерватории, достойно справившись с техническими трудностями.

Главной фишкой юбилейной программы стали произведения Хайнера Гёббельса — и не театральные, а музыкальные. Знаменитый режиссер, по мнению организаторов, еще и известнейший композитор. Первой значилась пьеса «Суррогат» из цикла «Суррогатные города» (вот откуда название концерта) на тексты Гамильтона, где музыка, сочетающая в себе смесь минимализма и ритмов песен Майкла Джексона, шла фоном к эпатажной мелодекламации певицы Каролины Мельцер в микрофон на проводе (как в лучших традициях 90-х). Электронная композиция «Гроза над Москвой» Гёббельса на мгновение превратила Большой зал в клуб: сидящая в темноте публика завороженно наблюдала, как портреты Баха, Моцарта и Чайковского на стенах расцвечивались дискотечными огнями. Обе пьесы в контексте программы выглядели претенциозно и весьма неоднозначно, хотя, возможно, этот «когнитивный диссонанс» и есть концептуальная задумка автора.

Но какой же праздник без песни? В конце вечера «Студия», игравшая стоя, как в оркестре Курентзиса, и Камерный хор заставили всех забыть и про тонкие материи Фелдмана, и про полифонию Берио. «Прогулка по Москве» из оперетты «Москва, Черемушки» Шостаковича в обработке Андрея Кулигина, исполненная дважды, врезалась в память слушателей настолько, что многие выходили из зала, напевая незамысловатый мотив про Волхонку, и Полянку, и, разумеется, Большую Никитскую улицу. Стоит только гадать, зачем из всего великого, что создал Шостакович, выбрали то, что он сам называл «бездарным позором» и что ни при каких обстоятельствах не подпадает под определение «современная музыка». И пусть там поется об одном суррогатном городе, и пусть это весело и празднично, но трудно себе представить, чтобы, например, Ensemble Intercontemporain закружился в ритмах Оффенбаха. Впрочем, не исключено, что это новый эксперимент «Студии новой музыки», в очередной раз доказавшей свою открытость.

Источник: www.ng.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору