Бетховена и Брамса сыграли для вологодских слушателей симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова и пианист Филипп Копачевский

Добавлено 30 октября 2018 волонтер

Московская академическая филармония, Филипп Копачевский (фортепиано), Вологодская филармония

Этот коллектив с мировым именем выступает в Вологде уже в четвертый раз: до этого москвичи побывали у нас в 2010, 2014 и в 2016 году.

Академический симфонический оркестр Московской филармонии основан в 1951 году, а последние два десятилетия им руководит народный артист СССР Юрий Симонов. Нынешнее выступление в Вологде состоялось в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». Вместе с оркестром выступал лауреат международных конкурсов пианист Филипп Копачевский, который тоже не впервые в Вологде. У симфонического оркестра Московской филармонии и у его художественного руководителя — огромный опыт выступлений в России и за рубежом.

«Я объездил полмира, не был, наверное, только в Африке, — говорит Юрий Симонов. — Во временя СССР слушатели за рубежом принимали нас с бóльшим энтузиазмом, чем сейчас. Я в принципе разочаровался в иностранной публике, хотя мы с супругой (супруга Юрия Ивановича в прошлом скрипачка Большого театра) долго жили и работали в Лондоне, а в Брюсселе я был главным дирижером Бельгийского национального оркестра. Сейчас я переориентируюсь на русские города — мне это более интересно. Наша публика заслуживает не меньше внимания, и везде, где мы выступаем, прием нам оказывают очень теплый и искренний».

Вологжане, побывавшие на концерте в зале областного колледжа искусств, услышали в исполнении оркестра увертюру к опере «Кориолан» и пятый фортепианный концерт Людвига ванн Бетховена и третью симфонию Иоганнеса Брамса. Дирижер поделился своими наблюдениями над тем, насколько востребована сегодня слушателями классическая музыка: «Сейчас не очень жалуют серьезную музыку — жалуют эстраду, песни, шлягерные арии из опер. Но есть люди, которые понимают и чувствуют то, что мы исполняем. Ведь музыка требует не столько понимания, сколько чувствования. Хотя по-настоящему культурной публики — тех, кто читает книги, ходит в музеи, в театры — всё меньше. Молодежь сейчас мало интересуется серьезным искусством, но, возможно, благодаря некоторым проектам на государственном уровне — например, подготовке по направлению „Искусство“ в образовательном центре „Сириус“ в Сочи — у нас вскоре вырастет новое поколение публики, которое будет любить хорошую классическую музыку».

Юрий Симонов не только частый гость в Вологде, но и однокашник самого известного вологодского композитора Валерия Гаврилина: с 1956 по 1959 годы они учились вместе в школе-десятилетке при Лениградской консерватории, были соседями по интернату. Ныне прославленный дирижер, он был первым исполнителем гаврилинского первого квартета для двух скрипок, альта и виолончели. Юрия Симонова связывают с Валерием Гаврилиным общие воспоминания о годах учебы, о школярских кутежах, о трудном и голодном, но счастливом времени обретения себя в музыке.

Если в лице дирижера воплотились опыт и мудрость, то в лице солиста — молодость и вдохновение. Пианист Филипп Копачевский убежден, что для музыканта каждое выступление особенное, а если это не так, то просто не нужно выходить на сцену: «Каждый концерт должен быть оригинальным, самобытным и новым. Иначе было бы интереснее слушать одно и то же произведение в записи. Классическая музыка для того и существует, чтобы быть именно на сцене, быть сиюминутной, рождаться заново во время каждого концерта». Во время концерта классической музыки пианист не смотрит прямо на зрителя, но он чувствует его реакцию: «Именно в моменты внимательного слушания, которое невозможно без вдохновения у музыканта, рождается та самая тишина в зале, которую мы, классические музыканты, так любим. И это гораздо больший взаимообмен эмоциями и энергией, чем просто аплодисменты».

Конечно, у музыканта, добившегося известности, нельзя не спросить о начале творческого пути и о том, насколько успех определяется амбициями. Филипп Копачевский родился в семье музыкантов: «Отец у меня флейтист, мама скрипачка. Когда я поступал в 6 лет в музыкальную школу, я собирался идти по стопам отца. Но сами собой внеслись какие-то коррективы — оказалось, что у меня полифоническое мышление, а флейта — одноголосый инструмент. С семи лет полностью перешел на фортепиано, учился в Московской консерватории, затем в аспирантуре. Возможность выходить на сцену для музыканта важнее амбиций — музыкантов много, и не у всех она есть. Но именно на сцене музыкант самореализуется, без нее он, как летчик без неба, существовать не может».

Выступление симфонического оркестра Московской филармонии вологодские зрители принимали с воодушевлением и благодарностью. От лица Департамента культуры и туризма Вологодской области благодарность оркестру и его художественному руководителю выразила начальник управления государственной политики в сфере культуры и искусства Галина Фалалеева.

Светлана Гришина

cultinfo.ru/news/20…ners

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору