День рождения самого большого музыкального инструмента белгородской филармонии отпраздновали 15 и 16 декабря двумя концертами

Добавлено 18 декабря 2020 Тимур Халиуллин

Курская филармония, Олег Шейна (виолончель), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Нина Стрижова (меццо-сопрано), Михаил Пидручный (панфлейта, флейта), Людмила Петрова (фортепиано), Органный зал Белгородской филармонии, Оксана Никитина (меццо-сопрано), Светлана Ломоносова (сопрано), Никита Кобзарь (волынка), Галина Зольникова (сопрано), Никита Давыдов (скрипка), Никита Давыдов (скрипка), Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония

Органный зал в Белгороде — на тот момент первый в Черноземье и 54-й в России — открыли 15 декабря 2011 года. На следующий день, 16 декабря, в нём состоялся первый концерт. Именно поэтому день рождения инструмента в филармонии отмечают два дня.

Если в Белгороде говорят «Тимур Халиуллин», то подразумевают орган, если говорят «орган», то подразумевают Тимура Халиуллина. Солист белгородской филармонии (с этого года приглашённый солист курской филармонии — прим. авт.) рассказывает: самое важное, что произошло с ним как с музыкантом за девять лет в Белгороде, — поменялась аудитория в органном зале и её отношение к инструменту.

«Для меня это главное, потому что моей целью было как раз преодолеть инерцию восприятия органа как чисто академического, очень старинного и занудного инструмента, у многих такое впечатление есть до сих пор, особенно у молодёжи, — говорит Тимур. — А мне хотелось, чтобы орган трактовался как можно более гибко, и за 9 лет это произошло благодаря нашей команде, которая готова к экспериментам».

Белгородский орган — уникальный в своём роде музыкальный инструмент: четыре этажа, более 3 тысяч труб массой от 300 граммов до нескольких десятков килограммов, специальный компьютер, который позволяет органисту самому управлять сложным механизмом во время игры. По словам Тимура, и он сам, и гастролирующие музыканты в Белгороде, могут показать, что орган звучит по‑современному.

«У нас есть свет и техническое оснащение, возможности сделать и видеомаппинг, и песочное шоу, и танцы, соединять любые инструменты с органом — то, чему завидуют все европейские органисты, которые играют в церквях, где такой гибкости и такого оснащения просто нет», — рассказал солист.
Как и во всех учреждениях культуры, пандемия коронавируса сократила количество слушателей в залах филармонии. И здесь день рождения органа пришёлся кстати, убеждён Халиуллин:

«Все музыканты, которые хотели выступить, выступят. Зрители, которые хотели прийти, придут. Я уверен, что нам жизнь преподнесёт ещё много сюрпризов. Но в том‑то и ценность органа: он сегодня оказался очень злободневным и актуальным. Орган близок к тому, что сегодня хотят услышать: это и поддержка, и утешение, и развитие, и просвещение».

15 декабря в органном зале звучали Бах, Малер, Штраус, Чайковский, Глазунов… Вместе с Тимуром Халиуллиным их произведения исполнили заслуженная артистка РФ Людмила Петрова (фортепиано), флейтист Михаил Пидручный, виолончелист Олег Шейна, скрипачка Наталия Бондарева, Марина Вдовиченко (альт), Вячеслав Змеу (флейта Пана), Никита Кобзарь (волынка).

Вечер 16 декабря стал органно-вокальным. На сцену, кроме Халиуллина, вышли заслуженные артистки России Светлана Ломоносова (сопрано) и Нина Стрижова (меццо-сопрано), Галина Зольникова (сопрано), Оксана Никитина (меццо-сопрано), Валерий Мезенцев (баритон) и музыканты Олег Шейна (виолончель), Никита Давыдов (скрипка), Михаил Маковский (альт).

В декабре 2021 года орган отметит 10-летие. Первая круглая дата в жизни инструмента совпадёт с 55-летием белгородской филармонии.

Оксана Придворева

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2021 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору