К 110-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича в Мемориальной квартире Святослава Рихтера открывается выставка «Дмитрий Шостакович — Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи»

Добавлено 01 ноября 2016 muzkarta

Пётр Лаул (фортепиано), Струнный квартет «Rusquartet», Московский ансамбль современной музыки, Никита Мндоянц (композитор, фортепиано), ГМИИ им. А. С. Пушкина

Борис Кустодиев (1878–1927). Эскиз к портрету Дмитрия Шостаковича. 1919. Бумага, графитный карандаш. РГАЛИ
Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представляют выставку «Дмитрий Шостакович — Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи»

Георгий Франгулян (р. 1945). Эскиз к памятнику Дмитрия Шостаковича. 2015. Бумага, смешанная техника. Собрание Г. Франгуляна
10 НОЯБРЯ 2016 — 22 ЯНВАРЯ 2017
МЕМОРИАЛЬНАЯ КВАРТИРА СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА, УЛ. БОЛЬШАЯ БРОННАЯ 2/6, кв. 58
ОТКРЫТИЕ И ПРЕСС-ПОКАЗ: 9 НОЯБРЯ 2016, 18:00

Дмитрий Шостакович — Святославу Рихтеру. Телеграмма. Москва, 4.11.1960. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Музыка Дмитрия Шостаковича сыграла важную роль в формировании взглядов Святослава Рихтера на искусство ХХ века. Шостаковича и Рихтера связывало не только взаимное профессиональное восхищение, но и теплые дружеские отношения, а потому в основу выставки, посвященной двум музыкантам, легло несколько наиболее ярких «сюжетов» их личных и творческих встреч. Летопись времени, охватывающая период с начала 1930-х до конца 1990-х годов, представлена письмами и фотографиями, программами концертов и афишами, музыкальными рукописями, пластинками, нотами и кинохроникой.

Елена Ахвледиани (1901–1975). Москва. Садовое кольцо. 1944. Картон, графитный карандаш, белила. Собрание С. Рихтера. ГМИИ им. А. С. Пушкина
На выставке соединились в одном пространстве произведения мастеров разных поколений: рисунки Бориса Кустодиева (1828–1927), эскизы костюмов и декораций Виктора Вольского (род. 1947), скульптурные портреты Дмитрия Шостаковича работы Гавриила Гликмана (1913–2003) и Георгия Франгуляна (род. 1945), а также графика современников Шостаковича и Рихтера — Сергея Радлова (1892–1958), Елизаветы Кругликовой (1865–1941), Владимира Фаворского (1886–1964), Елены Ахвледиани (1901–1975) и Таира Салахова (род. 1928). Кроме того, в экспозицию включены пастели самого Святослава Рихтера.

Ленинградская государственная филармония. Малый зал им. М. И. Глинки. 7.10.1956.
Шостакович не раз бывал в гостях у Святослава Рихтера и Нины Дорлиак, «шесть сюжетов» выставки органично вписались в интерьеры Мемориальной квартиры великого пианиста.

Николай Радлов (1889–1942). Портрет Дмитрия Шостаковича. Начало 1930-х. Бумага, сангина. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Раздел I — «Леди Макбет Мценского уезда» (зал) — рассказывает о первой встрече Рихтера с композитором, совпавшей с разгромом оперы Шостаковича в советской печати («Сумбур вместо музыки») и ее запретом.

Раздел II — «Точки притяжения» (столовая) — посвящен двум выдающимся сочинениям Шостаковича 1940-х (8-й симфонии и Фортепианному квинтету), с которых началось увлечение Рихтера его музыкой.

Раздел III — «Личные встречи» (кабинет Н. Дорлиак) — представляет вокальный цикл Шостаковича «Из еврейской народной поэзии», в премьере которого участвовала Н. Дорлиак, ставший началом дружеских отношений музыкантов.

Святослав Рихтер и Дмитрий Шостакович в артистической после премьеры Симфонии № 15 Д. Шостаковича. МГК им. П. И. Чайковского Большой зал 8.01.1972 Архив Д. Шостаковича
Раздел IV — «Одержимость музыкой» (холл квартиры С. Рихтера) — посвящен фортепианному циклу Шостаковича 24 Прелюдии и фуги, неизменно входившему в репертуар Рихтера.

Раздел V — «Скрипичная соната» (спальня Н. Дорлиак) — включает материалы легендарной премьеры этого сочинения Шостаковича (3.v. 1969), в которой кроме автора участвовали Д. Ойстрах и С. Рихтер.

Раздел VI — «Символ XX века» (кабинет С. Рихтера) посвящен последнему сочинению Шостаковича Сонате для альта и фортепиано, ор.147, а также памяти великого композитора.

Святослав Рихтер (1915–1997). К международному конкурсу имени П. И. Чайковского. 1962. Бумага, пастель. Собрание С. Рихтера. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Экспозиция включает произведения из коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина, ВМОМК им. М. И. Глинки, архива Д. Д. Шостаковича, Государственного литературного музея, РГАЛИ, РГАКФД, собраний В. А. Вольского и Г. В. Франгуляна.

Т. Салахов. Портрет Д. Шостаковича. Бумага, фломастер. 1974. ВМОМК им. М. И. Глинки
Выставку сопровождают музыкальные вечера в Мемориальной квартире Святослава Рихтера. Известные исполнители, солисты и камерные ансамбли представляют программы из сочинений Д. Д. Шостаковича, а также композиторов, чье творчество было ему близко. В концертах принимают участие пианисты Елизавета Леонская, Петр Лаул, Алексей Кудряшов, Никита Мндоянц, солисты ансамбля «Студия Новой музыки» и Московского ансамбля современной музыки» (МАСМ), «Rusquartet», певицы Светлана Сумачева, Екатерина Кичигина, Ольга Гречко, Мария Макеева, а также другие музыканты, завоевавшие международное признание, лауреаты престижных конкурсов и фестивалей.

Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер после первого исполнения в Ленинграде Сонаты для скрипки и фортепиано ор. 134 Д. Шостаковича. Ленинградская государственная филармония
Кураторы выставки:
Юлия-Де-Клерк — зав. Отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А. С. Пушкина
Евгения Лианская-Линингер — старший научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина

Пётр Вильямс (1902–1947). Эскиз к портрету Дмитрия Шостаковича. 1946. Бумага, графитный карандаш. РГАЛИ

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору