Концерт в Мемориальной квартире Святослава Рихтера «Лютневые удовольствия». Музыка английского Возрождения

Добавлено 30 мая 2018 волонтер

Андрей Чернышов (лютня), Ансамбль старинной музыки «Canto Vivo»

Дата проведения: 6 июня, 19:00
Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера (Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58, 16 этаж.)

Мемориальная квартира Святослава Рихтера продолжает концертный цикл «Годы странствий Святослава Рихтера», посвященный в 2018 году музыкальному искусству Англии и Америки. 6 июня мы приглашаем вас на концерт «Лютневые удовольствия». Слушатели познакомятся с произведениями Дауленда, Морли, Россетера и других композиторов, чье творчество определило музыкальное содержание «золотого века» Елизаветы I. Исполнители — ансамбль старинной музыки «Canto Vivo» в составе: Андрей Чернышов (вокал, лютня), Мария Белова (лютня).

Музыкальная культура Англии вплоть до XVII века была очень многогранна и разнообразна, хотя сейчас об этом мало кто знает, но в старые добрые времена влияние Британии на культурные традиции континента находило отражение и в музыкальной жизни. Несмотря на то, что с середины XV века это влияние значительно уменьшилось, английская музыка продолжала процветать, короли покровительствовали гильдиям музыкантов и приглашали лучших исполнителей со всего континента, а композиторам присваивали докторские степени в Оксфорде и Кембридже.
В XVI веке повседневная жизнь англичан сопровождалась самой разнообразной музыкой — это и народные танцы, и уличные песни, и ученая полифония, и инструментальные пьесы. Музыка звучит повсюду — при дворе, в театрах, на улицах. Выпускаются самые разнообразные сборники от народных песен и баллад, простых пьес для любительского музицирования, до весьма искусных обработок популярных мелодий и сложных, виртуозных инструментальных фантазий.
Наивысший расцвет искусства английского Возрождения пришелся на годы царствования Елизаветы I Тюдор (1558−1603). Образованная женщина, прекрасно исполнявшая сложные пьесы, королева приблизила к своему двору выдающихся музыкантов, оказывая им покровительство и поддержку. Сменивший Елизавету на троне король Яков I (1566−1625), продолжил эту славную традицию. «Золотой век» Елизаветы отразился в музыке столь же ярко, как и в театре. Творчество английских музыкантов вполне сопоставимо по своему масштабу и значению с деятельностью драматургов елизаветинской эпохи, музыка и театр- два символа наивысших достижений Ренессанса в Англии.
Джон Дауленд (1569−1626) — автор многочисленных сочинений для лютни (фантазий, паван, гальярд и других пьес). Музыка Дауленда и при жизни автора пользовалась огромной популярностью, а сам он считался одним из лучших лютнистов-виртуозов своего времени. В 1590-е годы музыкант много путешествовал по Европе, что принесло ему широкую известность на континенте. Сейчас он, пожалуй, один из самых известных старинных английских композиторов, чья музыка в XX веке приобрела фантастическую популярность: помимо академических музыкантов и композиторов (Бенджамин Бриттен, Питер Пирс, Альфред Деллер, Дэвид Манроу и др.), к музыке Дауленда обращались и эстрадные певцы — например, Стинг выпустил диск с его песнями (аккомпанирует на лютне Эдин Карамазов). Как ни странно, при такой популярности, мы очень мало знаем о его жизни. Образованнейший музыкант своего времени, удостоенный в 1588 году степени бакалавра музыки Оксфордского университета, несмотря на свою известность и признание, тем не менее долгое время работал за пределами Англии — сначала в Париже при Генри Кобхэме, затем, получив отказ в назначении на должность придворного лютниста Елизаветы, он был принят при дворе короля Дании Христиана IV (1598−1606). Лишь в 1612 году Дауленд стал придворным лютнистом английского короля Якова I, однако заняв этот пост, практически перестал публиковать свои сочинения.
Джон Джонсон (1545−1594) — один из выдающихся лютнистов своего времени. Его принято считать основателем английской школы лютневой музыки «золотого века», (которая угасла со смертью Джона Дауленда). В своем творчестве Джонсон сумел объединить модный тогда итальянский стиль и самобытные английские музыкальные традиции; и, что немаловажно, завоевать популярность, не только в Англии, но и на континенте: его музыка встречается в рукописях по всей Европе (причем почти всегда анонимно) и по количеству уступает разве что сочинениям Дауленда. Однако в отличие от своего младшего современника, Джонсон никогда не покидал Англию. Мастерство Джонсона-композитора, несомненно, возникло из его исполнительского опыта. Итальянская традиция, построенная на сочетании двух голосов: один — тенор — ведет мелодию известной песни (мотета или танца), второй же — верхний голос — украшает ее пассажами и диминуциями в более высоком регистре. Эта традиция была воспринята и переосмыслена с учётом особенностей английской ансамблевой музыки. Возможно, именно тогда зародилась популярность «граунда» — жанра, к которому музыканты — и профессионалы, и любители — продолжали обращаться еще в течение полутора столетий после смерти Джонсона. Джонсон в английском лютневом дуэте вместо тенора (т.е. мелодии, взятой из ранее существовавшей музыки) использует повторяющуюся последовательность аккордов, которая
называлась «граунд», а верхний голос исполняет вариации, которые становятся все более сложными и виртуозными. Этот жанр позднее, в XVII веке, получил особую популярность в скрипичной музыке и стал чрезвычайно важной частью английского музыкального театра. И хотя имя Джонсона было забыто вскоре после его смерти, его влияние на развитие английской музыки было заметным еще весьма долго.
Томас Морли (1557−1602) — один из самых знаменитых учеников Уильяма Бёрда, композитор и органист, теоретик и нотоиздатель, в свое время считался самым прославленным светским композитором в елизаветинской Англии. Сохранились сочинения Томаса Морли на тексты Уильяма Шекспира, и, хотя известно, что и Морли, и Шекспир жили в одном районе Лондона, где могли видеть друг друга, документальных свидетельств их знакомства нет. Получив патент на нотопечатание, Морли оказался страстным италоманом, пропагандировавшим итальянскую музыку и как издатель, и как композитор, и как музыковед. В Англии он ввел новый жанр — баллетто, — позаимствовав стилистическую модель Джованни Джакомо Гастольди. Морли первым начал популяризировать в Англии мадригал и канцонетту, написав и тех, и других десятки на английском языке. Одно из таких англо-итальянских произведений на текст Шекспира — «It was a Lover and His Lass» — прозвучит на нашем концерте.
Томас Робинсон (ок. 1560−1610) — композитор и учитель музыки, о котором мы практически ничего не знаем: ни точного года рождения, ни первых шагов в музыке, ни что-либо о его жизни после 1609 года. Творческий путь Робинсона приходится восстанавливать по крупицам, ориентируясь на его предисловия и посвящения к собственным изданиям. По-видимому, он был более талантлив и известен как педагог, нежели как исполнитель — все три издания его пьес, известные нам, носили учебный характер. Не повезло и первому сборнику его сочинений «Medulla Musicke» — не осталось ни одной его копии, что даже породило предположение, что сборник и вовсе не был издан. Однако композитор на него ссылается в предисловии к своему второму сборнику «The Schoole of Musicke» (1603). Там же он упоминает в посвящении королю Якову I о том, что был учителем музыки у принцесс Дании — Анны (которая стала английской королевой) и Софьи в Эльсиноре. И это вполне возможно (например, Дауленд был придворным лютнистом Датского короля Христиана IV), хотя подтверждений тому не сохранилось ни в каких официальных документах! «The Schoole of Musicke» — сборник пьес для обучения игре на лютне и других инструментах, который стал одним из первостепенных «учебных пособий» своего времени. Большинство произведений было написано им самим, хотя попадаются и обработки популярных пьес (в том числе и Дауленда). Некоторые лютневые дуэты — явно были написаны в расчете на учителя и ученика, другие же — на равные возможности исполнителей — когда каждый музыкант по очереди играл то граунд, то виртуозные вариации.
Томас Форд (1580−1648) — современник Джона Дауленда, чей жизненный путь был связан с королевской семьей. Кроме сочинения музыки и игры на лютне и виоле, Форд увлекался еще и сочинением стихов. До того, как Форд стал придворным музыкантом принцев Уэльских (сначала принца Генри, после его смерти — принца Карла), о его жизни ничего не известно. Вероятно, уже к тому времени он был весьма талантливым исполнителем и виртуозно владел лютней и виолой. Некоторые духовные сочинения композитора, опубликованные в двух сборниках (1614 и 1620 годов), примечательны партией basso continuo, которая получила распространение на континенте к тому времени, но появилась в английской музыке несколько позже. Наиболее известный сборник Форда «Musicke of Sundrie Kindes», изданный в Лондоне в 1607 году, состоял из двух частей. В первую книгу вошли лютневые арии, точнее, как их обозначил композитор «Арии на четыре голоса для лютни, орфориона или басовой виолы с диалогом для двух голосов…»; во вторую — различные танцы, как гласило заглавие «Паваны, Галиарды, Аллеманды, Безделушки, Джиги и подобное» для ансамбля виол. Многие из арий были представлены в двух версиях: для голоса (в сопровождении лютни) и для четырех одинаковых голосов. Несколько танцев и арий из этого сборника прозвучат на нашем концерте.
Филип Россетер (1568−1623) — был не только исполнителем и композитором, но еще и театральным импресарио (правда, не очень успешным). В 1604 году Россетер был назначен лютнистом при дворе английского короля Якова I и занимал эту должность до смерти. Однако свой самый известный сборник «Книга Арий» на стихи Томаса Кампиона он создал несколькими годами ранее — в 1601-м. Некоторые литературные критики утверждали, что Кампион написал стихи специально для музыки Россетера (их связывали тесные дружеские и профессиональные отношения). Однако, скорее всего, перу Кампиона принадлежит предисловие к «Книге», в котором он сетовал на то, что замысловатые
гармонии и сложное многоголосье оставляет смысл текста неясным, а слова — неразборчивыми. Может быть, поэтому Россетер сочинил лютневые песни в ясном гомофонном складе, с минимальными повторами слов, практически не прибегая к звукоизобразительности, но, в то же время, оставаясь остроумным и изобретательным композитором, вполне выразительно преподносящим текст.
Тобиас Хьюм (1569−1645) — в первую очередь, был профессиональным военным сначала в шведской, позднее в русской армии. И хотя музыке Хьюм специально не обучался (об этом нет точных сведений), он любил играть на виоле да гамба (и одним из первых использовал ряд приемов для своего инструмента, например, «пиццикато» и «col legno») и сочинять легкие пьесы для голоса и виолы. В 1605 году в первом сборнике «The first Part of Ayres» («Первая часть арий») Хьюм в предисловии говорит о своих сочинениях: «…они далеки от обычного подражания, я не украл ни одной идеи другого. <…> Эти пьесы — мои собственные фантазии». Судя по названию второго сборника — «Captaine Humes Poeticall Musicke» («Поэтическая музыка капитана Хьюма»), — Хьюм дослужился до чина капитана. Это издание было посвящено королеве Анне. В него вошли технически несложные пьесы преимущественно танцевального характера (паваны, гальярды, аллеманды и т. п.), которые можно было играть как на виоле, так и на лютне (или других инструментах). Королева Анна, будучи принцессой Дании, училась игре на лютне у Робинсона, и вполне возможно, Хьюм рассчитывал привлечь ее исполнительский интерес к своим сочинениям.
Ансамбль «Canto Vivo» создан в 2000 году и объединяет музыкантов — певцов и инструменталистов, — которые являются профессионалами в области европейской музыки позднего Средневековья, Ренессанса и раннего барокко — от XIV до начала XVIII века. Основу репертуара ансамбля составляют вокальные произведения (песни, арии, мадригалы), а также инструментальные сочинения (сюиты, танцы) этого периода.
Очарование и неповторимое своеобразие старинной музыки невозможно передать в полной мере, не владея стилистикой исполнения и музыкальными инструментами тех времен. Поэтому интерпретации «Canto Vivo» максимально приближенны к исторической или «аутентичной» манере исполнительства.
Ансамбль и его солисты являются постоянными участниками различных проектов в области старинной музыки.

Справки по телефонам: (495) 695−83−46, (495) 697−47−05, (495) 697−72−05

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору