«Мансур Музафаров – глыба в татарской культуре»: в Казани открыли фестиваль «Мирас»

Добавлено 20 мая 2022 Ilyas Kamal

Татарская филармония, Александр Сладковский (дирижер), Ильяс Камал (виолончель, дирижер, композитор)

В Казани открылся VII Фестиваль татарской музыки «Мирас», основанный художественным руководителем и главным дирижером ГАСО РТ, народным артистом России и Татарстана, профессором Александром Сладковским. О том, что волновало Мансура Музафарова как композитора и почему важно пропагандировать национальную культуру, — в репортаже ИА «Татар-информ».Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

«В творческом наследии Музафарова мы находим настоящие жемчужины татарской симфонической и вокальной музыки»
Открытие фестиваля состоялось в Государственном Большой концертном зале имени Салиха Сайдашева и было приурочено к 120-летию со дня рождения выдающегося татарского композитора Мансура Музафарова. Именно его произведения в исполнении Госоркестра Татарстана украшали программу вечера.

«Мансур Музафаров — глыба в татарской культуре. По сути он являлся преемником Салиха Сайдашева, с которым их связывала тесная дружба. В его творческом наследии мы находим настоящие жемчужины татарской симфонической и вокальной музыки. Считаю, что все профессиональные коллективы Татарстана просто обязаны держать произведения Музафарова в своем репертуаре», — заметил дирижер, профессор кафедры музыкального театра Казанской консерватории — заслуженный деятель искусств Р Т Ринат Халитов.

Именно он в этот вечер встал за дирижерский пульт перед Госоркестром Р Т. Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

«Спустя много лет мы подарили произведению Музафарова второе дыхание»
Мансур Музафаров является первым татарским композитором в истории, получившим профессиональное музыкальное образование. В свое время его произведения являлись примером для подражания в области композиции и оркестровки. Его музыкальное наследие включает как обработки фольклорных напевов, авторских песен, так и масштабные высокохудожественные полотна в таких монументальных жанрах, как опера, симфоническая поэма, инструментальный концерт.

Вокальная музыка занимает большую часть творчества Музафарова. Народные напевы, фольклорные музыкальные традиции народа так плотно закрепились в композиторском мышлении Музафарова, что в его песнях порой сложно отличит, где заканчивается «народное» и начинается авторское. Его песенно-романсовое творчество отличает светлый лиризм, отражающийся в выразительных мелодиях, сплетающихся с интонационным богатством аккомпанемента. И, пожалуй, ярким примером этого является песня «Туган як» («Родной край»), которая в этот вечер прозвучала в исполнении солиста Татарской филармонии Алмаса Хусаинова, или песня «Җиләк җыйганда» («По ягоды»), исполненная Илюсой Хузиной.Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

«Ноты восстановили — что-то сняли по слуху с записи, что-то дописали исходя из собственных знаний о стиле Музафарова»
Вечер не обошелся и без музыкальных открытий. К примеру, была исполнена Увертюра на татарские темы (1938 г.), партитура которой считалась утраченной.

«Мы с Ринатом Халитовым провели большую исследовательскую работу перед концертом — изучили множество работ Музафарова. Партитура Увертюры на татарские темы хоть и сохранилась до наших дней, но в удручающем состоянии. Когда-то давно была сделана ее запись, но ее качество оставляет желать лучшего. И вот спустя много лет после ее создания композитором мы подарили этому произведению второе дыхание. Ноты восстановили — что-то сняли по слуху с записи, что-то дописали исходя из собственных знаний о стиле Музафарова», — рассказал дирижер и композитор Ильяс Камал.

Он подчеркнул, что сегодня национальная культура нуждается в мощной пропаганде. И фестиваль «Мирас» является большим подспорьем на пути к этой цели. «Почему-то наше наследие ушло на второй план. Это нельзя так оставлять! Хочется выразить слова благодарности маэстро Александру Сладковскому и арт-директору проекта Вадиму Дулат-Алееву за прекрасную попытку реанимировать в глазах общества татарскую музыку. Слушатели в зале есть, а значит, можно считать, что сделан еще один шаг к победе», — считает Камал.Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

В этот вечер Ильяс Камал выступил в качестве виолончелиста, исполнив вместе с симфоническим оркестром Татарстана «Напев» для виолончели с оркестром. Украшением концерта также стали сцены из оперы «Галиябану» — одного из наиболее популярных татарских сочинений. В ней повествуется об истории любви красавицы Галиябану и бедняка Халила, погибшего от руки богатого соперника Исмагила. Опера является отражением протеста против социальной несправедливости, насилия, религиозных предрассудков. В сценах из оперы «Галиябану» солистами выступили Илюса Хузина и Руслан Закиров. В рамках концерта также прозвучала Симфоническая поэма памяти Мулланура Вахитова — самоотверженного революционера-ленинца.

«Тот факт, что Татарстан имеет высокопрофессиональный оркестр, оспорить невозможно»
Вечер завершился Первым концертом для скрипки с оркестром Музафарова, где сольную партию исполнила преподаватель кафедры скрипки Казанской консерватории — лауреат всероссийских и международных конкурсов Дина Хисанбеева.Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

«Скрипичный концерт Музафарова является первым инструментальным концертом в национальной культуре. И я считаю, что это настоящий шедевр. В национальной культуре такого качества концерта у нас не было ни до, ни после его создания. И хотя он невероятно сложный — его нужно играть! Музыка просто великолепная», — подчеркнул Халитов.

По словам Халитова, при написании концерта композитор взял за основу классические принципы композиции, при этом создав самобытное произведение. В нем можно показать слушателю все выразительные возможности оркестра, что с удовольствием сделал Госоркестр Р Т.

«Тот факт, что Татарстан имеет высокопрофессиональный оркестр, оспорить невозможно. Госоркестр Р Т блестяще справляется с любыми музыкальными задачами, с ним по-настоящему легко работать. В его репертуаре сегодня — сложнейшие произведения. Коллектив под руководством маэстро Александра Сладковского не только поддерживает национальную культуру внутри республики, проводя такие фестивали, как „Мирас“, но и транслирует ее далеко за пределами страны в рамках гастролей. Это дорогого стоит», — резюмировал Халитов.Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

Впереди казанцев ждут еще два фестивальных дня. Второй фестивальный вечер, 12 февраля, будет посвящен 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. Прозвучит современная музыка татарского зарубежья и мусульманского мира. Дирижер — лауреат международных конкурсов, композитор, профессор Лавальского университета (Квебек) Айрат Ишмуратов.

Заключительный концерт фестиваля, 16 февраля, приурочен к 65-летию композитора, председателя правления Союза композиторов России, председателя Союза композиторов Республики Татарстан, народного артиста России и Татарстана, музыкально-общественного деятеля Рашида Калимуллина. ГАСО РТ исполнит одни из самых известных произведений татарстанского композитора, а также его новую Симфонию № 9. За дирижерским пультом — лауреат международных конкурсов, дирижер Большого театра России Айрат Кашаев.

Подробнее: www.tatar-inform.ru/news/ma…4384

www.tatar-inform.ru/news/ma…4384

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2022 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору