Мировая премьера оперы Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе»

Добавлено 06 февраля 2020 Елена Прыткова

Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород», Московская академическая филармония, Юрий Башмет (альт, дирижер), Зимний театр в Сочи

Оперу покажут в рамках Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета 7 февраля в Московской филармонии (зал «Филармония-2») и 17 февраля в Сочи (в Зимнем театре)

Опера «Сказ о Борисе и Глебе» — сочинение, которое было специально создано для презентации на XIII Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета. Полное название оперы — «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» — говорит об её основных событиях. Постановщики так конкретизируют свой замысел: «В спектакле по древнерусскому эпосу о Борисе и Глебе мы хотим сказать с помощью музыки и фантазийных сцен театра о том, что все ушедшие поддерживают живых, и сила нашей памяти и любви к предкам делает нас сильнее и защищает от глупости и вражды» (источник wiafs.ru)

В опере Александра Чайковского хоровые сцены занимают важное место — для участия в спектакле привлечены четыре коллектива: кроме хора «Нижний Новгород» это хор Московской консерватории, Тульский государственный хор, Народный хор Российской академии музыки им. Гнесиных. Особенностью хоровой оперы является и то, что центральный персонаж — Ярослав Мудрый — исполняется не певцом, а актером. В этой роли публика увидит Андрея Мерзликина. Композитор так пояснил характер героя в интервью журналу «Музыкальная жизнь»: «У него не так много сольных реплик, но каждая — „на вес золота“. Он, как умный правитель, ловко манипулирует настроениями толпы. Мне кажется, это может получиться очень интересно. Его образ — смесь Ричарда III c королем Лиром.» (источник muzlifemagazine.ru) Интересно и оркестровое решение спектакля — оперу играет фактически камерный оркестр, в котором композитор совсем отказался от скрипок и валторн, уменьшил струнную группу, зато добавил цимбалы, домру и баян. Премьеру представит Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Дениса Власенко. Режиссёром-постановщиком спектакля стал Павел Сафонов.

Оперное наследие Александра Чайковского объёмно — на сегодняшний день композитор является автором 14 сочинений, которые ставятся в театрах Москвы, Петербурга, Перми, а также open air (как опера «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и князе Тамерлане» — в городе Ельце.) Интересно, что это уже вторая опера А. Чайковского, которую исполняет нижегородский камерный хор. Шесть лет назад — в рамках Сахаровского фестиваля в Нижнем Новгороде — коллектив с дирижёром Игнатом Солженицыным представлял адаптированную версию оперы «Один день Ивана Денисовича» вместе с артистами Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского.

Елена Прыткова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору