Музыка российской государственности

Добавлено 27 февраля 2018 волонтер

Фонд «Дворцы Санкт-Петербурга», Ансамбль барочной музыки Barocco Concertato

Этому начинанию, как говорится, сам бог велел родиться именно в Петербурге, столице Российской империи, задуманной и построенной Петром I как воплощение величия России. «Музыка российской государственности» помогает взглянуть на историю отечества сквозь призму искусства и акцентировать внимание на созидательном историческом опыте, на тех культурных традициях, которые были заложены в разные эпохи. Инициаторы музыкально-исторической панорамы взяли в единомышленники А. С. Пушкина: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

Авторы проекта, поддержанного Фондом президентских грантов, — Международный фонд «Дворцы Санкт-Петербурга», Президентская библиотека. Художественный руководитель — заслуженная артистка России Мария Сафарьянц, путь которой к новой идее предопределен успешной реализацией известных в городе фестивалей «Дворцы Санкт-Петербурга», «Петербургские набережные», «Музыкальные вечера в Президентской библиотеке». В Марии Сафарьянц привлекает позитивное понимание роли искусства в нашей жизни, а новые идеи «под управлением любви» Марии Саркисовны к родному Санкт-Петербургу, культуре нашей страны всегда обретают художественно убедительную форму.

«Музыка российской государственности» — цикл из десяти историко-просветительских мультимедийных (иллюстрации из архивных фото, живописных полотен, кадров видеоархивов) концертов-лекций, посвященных эпохам правления 10 российских царей начиная с Петра I. Концерты будут проходить в Президентской библиотеке (историческом здании Святейшего синода).

Ведущий программ — известный российский историк, журналист, писатель Александр Мясников.

Первый концерт проекта был посвящен Петру I, но Александр Мясников подошел к Петровской эпохе через напоминание и о важных музыкальных событиях, связанных с именами царствующих до Петра. Вспомнили о царе Иоанне IV Грозном, учредившем Хор государевых певчих дьяков, без участия которого не обходилось ни одно важное государственное событие. Это обозначило тесную связь музыки и государства, а также предопределило огромную роль хорового пения в русской музыкальной культуре. Хоровой музыке было уделено значительное место в концерте. Праздничный хор Свято-Даниловского монастыря (руководитель Георгий Сафонов) представил развернутую программу, исполнив и знаменный распев, и распев «Достойно есть», написанный старшим братом Петра I Фёдором Алексеевичем. Кант «О заложении города Санкт-Петербурга» Василия Титова напомнил об указе Петра I, согласно которому любое важное строительство в городе на Неве должно было начинаться с пения Хора государевых певчих.

Повествование о музыкальных нововведениях Петра I было проиллюстрировано выступлением Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы. Торжественно прошествовавшие через зал под барабанную прелюдию музыканты словно особой музыкальной энергией, присущей звучанию духового оркестра, объединили слушателей в зале. Этот коллектив — прямой наследник созданного более 300 лет назад Петром I первого военного духового оркестра. Кстати, Петр любил играть на барабане и был приписан барабанщиком к Преображенскому полку.

Несомненно, Петр I — император-просветитель. Желая привить народу любовь к оркестровой музыке, он издал указ о том, чтобы все оркестры репетировали днем на свежем воздухе. Отсюда родилась традиция выступлений духовых оркестров в садах и парках, сохранявшаяся еще и в советские времена. Звучавшие марши петровского времени (Маршу Преображенского полка, в основе которого лежит народная песня «Славны будьте наши деды», уже три столетия!) радовали узнаваемостью и наполняли слушателей воодушевлением. Первый русский император последовательно претворял идею создания великой державы, в том числе и в области музыки. Золотое сияние маршевой музыки петровского времени — это и дерзкий блеск медных инструментов, разделявших радость победы с русским солдатом, и золото шпилей Петропавловской крепости, Адмиралтейства, дворцов Санкт-Петербурга.

Невольно думалось о том, что сегодня так не хватает этих простых, ясных эмоций, возвышенного отношения к Отечеству, о том, как хорошо было бы возродить парковые концерты в Санкт-Петербурге, финансирование которых было бы невелико по сравнению с бесценностью «целебной» для людей атмосферы, которую они могли бы создавать. Может быть, проект «прорастет» в подобные городские инициативы?

Значительная часть программы была посвящена и знаменитым петровским ассамблеям, где впервые дамы и господа проводили досуг вместе. По замыслу Петра I они были вольными собраниями не только для забавы, но и для дел, где «и всякую нужду переговорить можно».

В программе нашлось место и юмору, коим славен был Петр I. Александр Мясников вспомнил забавный эпизод о том, как сердобольный русский народ проникал на охраняемую территорию Летнего сада и укрывал от мороза «мерзнущие» там скульптуры, рассказал о том, что по указу Петра I были введены два почтовых дня (понедельник и пятница) в которые по приказу царя на крыше почтовой канторы (Почтовый двор находился на нынешнем Марсовом поле в районе Мраморного дворца) должен был играть (и всегда играл!) оркестр.

По известному выражению, Петр I «прорубил окно в Европу», и наряду с блестящей имперской отечественной музыкой в музыкальной жизни России зазвучала музыка европейского барокко. Певица Дарья Телятникова в сопровождении ансамбля «Barocco concertato» продемонстрировала высокое мастерство владения виртуозным барочным стилем в очень яркой, эффектной арии из «Ариоданта» Генделя, глубоко проникновенно исполнила знаменитый Плач Дидоны из оперы Перселла «Дидона и Эней». Колорит Петровской эпохи воссоздали и участники Театра исторического танца «Малый трианон» (художественный руководитель Ярослава Бубнова), исполнившие Пассакалию из оперы «Армида» и Сарабанду из оперы «Мещанин во дворянстве» Жана Батиста Люлли.

Первый концерт-лекция проекта был не только просветительским, но и невероятно духоподъемным. Когда звучали кант «Радуйся, росско земле», народные песни «Полтавский бой», «Баллада о Стеньке Разине», российский гимн «Коль славен наш господь в Сионе» Д. Бортнянского и, завершающий весь концерт марш «Да здравствует Санкт-Петербург», исполненный совместно Праздничным хором Свято-Даниловского монастыря и Адмиралтейским оркестром Ленинградской военно-морской базы, невольно гордостью и радостью наполнялись сердца слушателей.

Пожалуй, единственный момент опечалил. Публика в зале сидела весьма почтенная. А как хотелось бы, чтобы было больше молодежи! Сегодня у молодых людей огромная тяга к истории. Как было бы ценно, чтобы на пути к ее познанию им встретились интересные, неравнодушные, обладающие высоким профессионализмом в сфере истории и культуры собеседники, которые объединились вокруг проекта «Музыка российской государственности».

Елена ИСТРАТОВА

Источник: www.nstar-spb.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору