На Фестивале в Ульяновске музыканты-«народники» обсудили современные аспекты развития оркестров русских народных инструментов

Добавлено 21 июня 2021 kulaginamin

Алексей Гориболь (фортепиано), «Терем-Квартет», Юрий Башмет (альт, дирижер)

19 июня в Губернаторской школе искусств для одаренных детей Ульяновской области в рамках деловой программы Фестиваля оркестров народных инструментов, посвященного 160-летию со дня рождения В. В. Андреева, состоялся круглый стол на темы: «Взаимоотношения менеджера и артиста» и «Современные аспекты развития оркестров русских народных инструментов». В дискуссии приняли участие: продюсер, генеральный директор ООО «Национальная коллекция» и фонда «Орнамент» (Санкт-Петербург) Инга Кутянская, главный дирижер Липецкого государственного оркестра русских народных инструментов Алексей Моргунов, заслуженный деятель искусств России, главный дирижер Уральского государственного русского оркестра Леонид шкарупа и арт-директор Фестиваля, художественный руководитель и главный дирижер Ульяновского государственного оркестра русских народных инструментов Артем Белов, а также артисты ульяновского оркестра, музыковеды, преподаватели детских школ искусств города и области, студенты.

Открыло дискуссию выступление продюсера Инги Георгиевны Кутянской. «Образ как продвижение музыкального продукта» — таков был один из векторов ее развернутого доклада, посвященного животрепещущей теме взаимоотношения артиста и менеджера в современном мире. «Сегодня важно не только создать качественный музыкальный продукт, но и дать ему жизнь — продвинуть в массы, обеспечить востребованность и успех. За первое в ответе творец — музыкант, артист. Вторая составляющая ложится на плечи помощника — менеджера. Музыкальный продукт, будь то произведение, концерт, спектакль либо артист или коллектив как самоценность — это всегда результат неделимого творческого тандема „творец — менеджер“. Здесь нет главного и второстепенного, начальника и подчиненного: оба несут ответственность за конечный результат, дополняя друг друга», — так начала свое выступление Инга Кутянская. Обрести и удержать такой союз — большое счастье для артиста, который, к сожалению, не всегда понимает его подлинной ценности. Для того, чтобы эта судьбоносная встреча состоялась, должны «встретиться» многие важные аспекты: высокий профессионализм и неповторимое творческое «лицо» артиста, безупречная интуиция и опыт менеджера, и непременно творческий энтузиазм того и другого на благо общего дела. Как правило, каких-либо составляющих из этого списка часто не хватает для успешного проекта, поэтому таковые, по словам Кутянской, в наши дни можно пересчитать по пальцам. В качестве примера она привела три крупнейших современных музыкальных проекта, которые имеют всемирный резонанс: «Транссибирский Арт-фестиваль» (в основе — творческий тандем скрипача Вадима Репина и продюсера Олега Белого), Фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи (сотрудничество Юрия Башмета с продюсером Дмитрием Гринченко) и собственный Турнир «Терем-кроссовер», организованный совместно с питерским коллективом «Терем-квартет». Кстати, сам «Терем-квартет» обрел известность и право называться «визитной карточкой Санкт-Петербурга» благодаря тандему «Терем-квартет» — Инга Кутянская". Иногда — это бывает в исключительных случаях — артист и менеджер соединяются в одном лице: «сам себе режиссер» обладает и тем и другим талантом одновременно. Пример — известный российский пианист, заслуженный артист России Алексей Гориболь, чьи концерты при полном аншлаге проходят в Карнеги-холле.

Для успешного продвижения музыкального продукта в пространстве огромной конкуренции и информационной перенасыщенности необходимо создать его образ, являющий собой неделимый союз содержания и формы, — этим и занимается менеджер. «Форма» — это и продуманный до мелочей имидж артиста («Дьявол кроется в мелочах!» — И.К.), который он обязан «нести» не только на сцене, но и в обыденной жизни; и тщательно разработанный фирменный стиль проекта (особое внимание Кутянская уделила дизайну афиш, в котором важны лаконичность и принцип визуальной и смысловой доминанты); и грамотная рекламная кампания. Но «форма» теряет смысл без «содержания», основа которого — безупречное мастерство артиста («Тридцать два фуэте никто не отменял!» — И.К.) и его постоянное стремление к развитию.

На вопрос из зала о том, что в современном музыкальном продукте первично: культурная или коммерческая составляющая, и стоит ли их разделить, дабы укрепить ослабевшую в наш меркантильный век позицию культуры, Инга Кутянская дала позитивный ответ, суть которого заключается в следующем: культурный продукт должен быть качественным, дорогим и доступным широкой публике.

Дирижеры Алексей Моргунов, Леонид Шкарупа и Артем Белов, продолжая затронутую Ингой Кутянской тему взаимосвязи формы и содержания в музыкальном продукте, акцентировали в своем выступлении содержательный аспект.

«Искусство дает человеку полноту бытия — то, чего он не находит в обыденной жизни: именно за этим он идет на концерт. Если зритель покидает концертный зал изменившимся, наполненным, духовно обогащенным, — значит, артист достиг своей главной цели, которая заключается не в том, чтобы развлекать, а в том, чтобы подарить душе «умное, доброе, вечное», — такова главная идея выступления Алексея Моргунова.

Одно из первостепенных средств достижения этой цели — «качество звукового потока»: «Музыка — это аудиоискусство» (А.М.) Над ним работает целая команда специалистов: не только музыканты на репетициях, но и звукорежиссер, от которого во многом (если не во всем), зависит звуковая «картина» на концерте («Звукорежиссура народного оркестра — самая сложная!» — А.М.). А дирижер как хозяин процесса обязан тщательнейшим образом проконтролировать и процесс, и результат.

Главная черта профессионального артиста — художественный вкус. «Его воспитание продолжается всю жизнь! — заявляет Алексей Моргунов — Высокий художественный вкус, обеспеченный профессиональной любознательностью, постоянным прослушиванием и анализом музыки, — это фундамент для создания качественных концертных программ, которые подарят ту самую «полноту бытия» и заставят слушателя мыслить, сопереживать, меняться, расти».

Затронув актуальную тему обновления концертного репертуара, Алексей Моргунов привел в пример собственные программы, где звучит малопонятная неискушенному слушателю музыка современных композиторов. Эта философская, сложная для восприятия музыка, несомненно, достойна быть услышанной и понятой. Но как донести ее до большинства? Тут вступает в силу «принцип дополнительности», о котором не раз говорила Инга Кутянская: удачно выбранная тема в нужном ракурсе, художественное слово вкупе с музыкой, продуманная и выверенная композиция программы — все эти средства дополняют и усиливают друг друга, создавая концерт как художественное произведение.

«Залог успеха музыкального продукта — в неделимом единстве трех составляющих: качественное содержание, качественное воплощение, качественная форма», — так завершил свое выступление Алексей Моргунов.

Слово дирижера Леонида Шкарупы было кратким. Он посвятил его истории становления своего детища — Уральского государственного русского оркестра. Как представитель старшего поколения дирижеров он рассказал о трудностях (незнакомых молодым современникам), с которыми ему пришлось столкнуться на момент создания коллектива. Тем не менее, «фундамент» был заложен, но на протяжении длительного времени артисты оркестра работали безвозмездно, на творческом энтузиазме — этот дух созидания, отличающий советское поколение музыкантов, помог оркестру сохранить себя в 90-е годы, когда он находился на грани распада.

Сейчас, благодаря вдохновению, вере, упорству, профессионализму и творческому героизму его создателя и бессменного художественного руководителя Леонида Шкарупы Уральский государственный русский оркестр — один из ведущих коллективов России. В его составе — 45 артистов.

В заключении выступления Леонид Шкарупа поблагодарил Артема Белова и Ульяновский оркестр русских народных инструментов за участие в Первом Уральском Форуме национальных оркестров России, отметив успешное и плодотворное сотрудничество, а также рассказал о программе предстоящего концерта Уральского оркестра в Усадьбе семьи Ульяновых и пригласил на концерт гостей круглого стола.

Завершило дискуссию выступление Артема Белова. Подытоживая интересную беседу, а также подходящий к концу Фестиваль, он поблагодарил команду организаторов события во главе с директором Ленин-центра Л. Г. Лариной и всех его участников, а также отметил главные достижения Фестиваля: создание нового в Ульяновской области коллектива — Регионального большого русского оркестра, успешный концерт с участием солистов Майи Балашовой и Максима Павлова, праздник музыки с Государственным оркестром народных инструментов республики Татарстан под управлением народного артиста России Анатолия Шутикова. Высокую оценку арт-директор дал «методической части Фестиваля» (круглые столы и мастер-классы), очень содержательной и плодотворной.

Намечая планы дальнейшего развития, Артем Белов обратил внимание на проблемы, которые совместными усилиями предстоит решить в первую очередь: обновление репертуара, качественная профессиональная подготовка молодых дирижеров народных оркестров, расширение гастрольных маршрутов как средство общения, взаимодействия и развития, создание единого культурного пространства с помощью масштабных мероприятий высокого профессионального уровня (каковых, к сожалению, недостаточно в современном сообществе музыкантов-«народников») — конкурсов и фестивалей. Кстати, эта последняя задача, благодаря творческой инициативе Артема Белова, решается успешно: на фестивальной карте народных оркестров России — теперь и Ульяновск. Арт-директор Фестиваля уверен, что при позитивном подходе к решению насущных проблем, дружной работе в команде и вере в непременный успех, впереди у народных оркестров — подлинное возрождение и расцвет. «Будьте здоровы и любите музыку!» — таким пожеланием Артем Белов завершил деловую встречу.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2022 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору