Пианист Михаил Мисенко сыграет «Гольдберг-вариации» И.С.Баха в Музее Скрябина

Добавлено 28 мая 2021 Михаил Мисенко

Михаил Мисенко (фортепиано), Музей Скрябина

29 мая в музее Скрябина пианист Михаил Мисенко сыграет «Гольдберг-вариации» И. С. Баха.

Купить билеты

Шедевр клавирной барочной музыки и одна из вершин клавирного творчества Иоганна Себастьяна Баха — «Ария с различными вариациями», гораздо более известная под названием «Гольдберг-вариации» в честь юного талантливого клавесиниста Иоганна Готлиба Гольдберга (умер в 29 лет от роду). Вариации прозвучат в исполнении известного пианиста, лауреата международных конкурсов Михаила Мисенко.

Михаил Мисенко

Пианист Михаил Мисенко — известнейший интерпретатор музыки Баха, в его репертуаре множество произведений немецкого гения. Михаил родился в 1983 году в Томской области, музыкой начал заниматься в 6 лет под руководством Т. И. Злыгостевой. Закончил Хабаровский колледж искусств, далее учился в Дальневосточной Академии искусств под руководством доцента В. Г. Букача. Лауреат множества международных конкурсов, ведет активную концертную деятельность.

«Гольдберг-вариации» (1741) — четвертая часть большой серии произведений «Клавирная практика» Баха, в которую вошла соль мажорная Ария, с которой начинается и заканчивается произведение, и 30 вариаций на нее. В качестве основной темы Бах использовал свою сарабанду из второй Нотной тетради Анны Магдалены Бах. Вызывает восхищение поистине архитектурный план строения вариаций: они объединены в группы по десять и по три. Каждая третья вариация — канон (символизируя дух) с последовательно нарастающими интервалами от унисона до ноны. Каждая третья — токката, символизирующая разум, и каждая третья — танец (лендлер, лура, фугетта, сарабанда, марш и т. д., то есть «тело», земля). Движение от земли к небу, от тела к духу повторяется в каждой триаде. Более того, ближе к финалу каноны все шире по дыханию, все интенсивнее по движению. И более того, в последнем каноне вместо ожидающейся децимы (что стало бы повторением терции) Бах неожиданно пишет юмористический «Quodlibet» на подлинные народные мелодии, лирическую «Я так долго не был с тобой» и плясовую «Капуста и свекла увели меня далеко», снижая градус пафоса перед репризой арии. Неумолимой строгости и красоте этой структуры позавидовал бы любой архитектор.

«Музыку И. С. Баха я люблю с самого детства, его музыке свойственна необычайная гармония и поразительная глубина. Гольдберг-вариации являются непростым сочинением для слушателя. Весь цикл без повторений звучит 60 минут, а с повторениями — полтора часа: как полноценный сольный концерт из двух отделений, но без антракта. На мой взгляд, это одно из сложнейший произведений И. С. Баха. Создавались эти вариации для графа Кайзерлинга — русского дипломата, страдавшего от бессонницы. Впервые эту версию изложил Иоганн Николаус Форкель в 1802 году в первой биографии Баха. Задача исполнителя в этом произведении — сделать музыку Баха простой и понятной, несмотря на всю ее глубину и многогранность. Тогда это прекрасное сочинение найдет отклик в сердцах слушателя», — говорит пианист Михаил Мисенко.
Стоит напомнить, что Бах писал эти вариации для клавесина, с указанием смены регистров. Для пианистов исполнение «Гольдберг-вариаций» — нетривиальная и технически непростая задача. Немногие берутся за их исполнение. Михаил Мисенко, как ученик доцента Владислава Глебовича Букача (который сам учился у одного педагога с выдающимся пианистом и невероятным интерпретатором барочной музыки Григорием Соколовым) активно играет «Гольдберг-вариации» с собственным индивидуальным почерком, в чем смогут убедиться зрители музея Скрябина.

Иоганн Себастьян Бах. «Гольдберг-вариации»
Aria
Variatio 1. a 1 Clav.
Variatio 2. a 1. Clav.
Variatio 3. Canone all Unisuono à 1 Clav.
Variatio 4. à 1 Clav.
Variatio 5. a 1 ô vero 2 Clav.
Variatio 6. Canone alla Seconda a 1 Clav.
Variatio 7. à 1. ô vero 2 Clav. (al tempo di Giga)
Variatio 8. a 2 Clav.
Variatio 9. Canone alla Terza. a 1 Clav.
Variatio 10. Fugetta. a 1 Clav.
Variatio 11. a 2 Clav.
Variatio 12. Canone alla Quarta.
Variatio 13. a 2 Clav.
Variatio 14. a 2 Clav.
Variatio 15. andante. Canone alla Quinta. a 1 Clav.
Variatio 16. a 1 Clav. Ouverture
Variatio 17. a 2 Clav.
Variatio 18. Canone alla Sexta. a 1 Clav.
Variatio 19. à 1 Clav.
Variatio 20. a 2 Clav.
Variatio 21. Canone alla Settima.
Variatio 22. a 1 Clav. alla breve
Variatio 23. a 2 Clav.
Variatio 24. Canone all Ottava a 1 Clav.
Variatio 25. a 2 Clav. («adagio»)
Variatio 26. a 2 Clav.
Variatio 27. Canone alla Nona. a 2 Clav.
Variatio 28. a 2 Clav.
Variatio 29. a 1 o vero 2 Clav.
Variatio 30. a 1 Clav. Quodlibet.
Aria da Capo è Fine

сполняет Михаил Мисенко (фортепиано)

29 мая 2021 г., 19:00. Большой концертный зал Медиацентра «Дом Скрябина» (Москва, Б. Николопесковский переулок, дом 11).

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2021 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору