Русская кода на бис

Добавлено 13 августа 2018 волонтер

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Валерий Гергиев (дирижер), Юрий Фаворин (фортепиано), Владимир Спиваков (скрипка, дирижер), Денис Мацуев (фортепиано), Николай Луганский (фортепиано), Алексей Володин (фортепиано), Борис Березовский (фортепиано), Александр Сладковский (дирижер)

Блеск технического мастерства, демонстрируемый оркестром, покорил французскую аудиторию

На фестивале во французском Ла-Рок-д'Антероне впервые выступил симфонический коллектив из Казани. Фото ГСО РТ
На 38-м Международном фестивале фортепианной музыки в Ла-Рок-д'Антероне Государственный симфонический оркестр (ГСО) Татарстана под управлением Александра Сладковского дал два концерта русской музыки.

Фестиваль во французском Ла-Рок-д'Антероне, пожалуй, самый важный и знаменитый из форумов фортепианной музыки, проходящих по обе стороны Атлантики. Сюда приглашают самых-самых, особенно любят молодых звезд — тех гениев пианизма, что зажглись сравнительно недавно, хотя с удовольствием всегда привечают и мэтров. Концерты под открытым небом в парке замка де Флоранс всегда привлекают большое внимание истинных ценителей фортепианного искусства. За время существования фестиваля в нем приняли участие множество музыкантов с мировыми именами, из российских пианистов здесь восхищались игрой Бориса Березовского и Дениса Мацуева, Николая Луганского и Алексея Володина, а за дирижерский пульт вставали такие наши маэстро, как Юрий Темирканов, Владимир Спиваков, Валерий Гергиев.

Впервые в этом году на фестивале выступил симфонический коллектив из Казани и полностью оправдал высокую честь, которую ему оказали французские партнеры. Колоссальный успех у публики, что снискали два концерта ГСО Татарстана, отозвался незамедлительно — последовало приглашение на фестиваль следующего года, 39-й по счету, где оркестр Александра Сладковского выступит уже с четырьмя концертами. Татарский симфонический в последние годы на большом подъеме: сегодня он — не просто музыкальный бренд Татарии и главный ньюсмейкер культурной жизни республики, его имя звучит по всей России, у него в Москве целый собственный абонемент, его все больше и больше узнают за границей, восхищаясь искусством казанских музыкантов. Недавний итог успешной деятельности — оркестр пригласили выступить на двух крупнейших ежегодных фестивалях классической музыки во Франции и Японии в сезоне 2018/19 — La Folle Journйe.

На фестивале в Ла-Рок-д'Антероне этого года казанский оркестр презентовал исключительно русскую музыку, словно устроив поединки между собственными интерпретациями. Такая дуэль была очевидна в сольных отделениях оркестра обоих вечеров — в двух очень разных, но одинаково поднимающих тему фатума симфониях Чайковского — Четвертой и Пятой. Романтическая экспрессия и широкое дыхание основных тем, мелодическое богатство и предельная контрастность, даже экзальтированность музыкально-тематического материала — все эти достоинства партитур русского гения маэстро Сладковский подает выпукло, зримо, и трудно решить однозначно, какая из симфоний у коллектива получилась лучше, ярче, глубже. Блеск технического мастерства, демонстрируемый оркестром, безусловно, покорил французскую аудиторию, но не только и не столько он — прежде всего слушатель не мог не почувствовать искренность исполнения, одинаково убедительную что в остродраматических излияниях тоскующей души, что в импрессионистически неясных полунамеках обволакивающей меланхолии вечного лирика Петра Ильича.

В качестве условного аккомпаниатора (на самом деле, конечно же, равноправного партнера) оркестр поддержал трех интереснейших российских пианистов новых поколений: Юлианну Авдееву, Юрия Фаворина и Александра Малофеева. В случае двух последних — вновь приходит на ум мысль о дуэли: Второй и Третий концерты Сергея Прокофьева, написанные композитором практически в одно время, подряд друг за другом, несут в себе совершенно разные заряды — эпичность и фольклорность, богатырскую мощь, неразрывную связь с образными мирами предшествующей музыкальной эпохи, прежде всего с миром его учителя Римского-Корсакова, во Втором, и агрессивную саркастичность, словно издевку над самим бытием (чему, безусловно, способствовала только что отгремевшая Первая мировая война), в Третьем. Оба концерта — технически невероятно сложные, истинно виртуозные, особенно Второй — энергетически изматывающий для солиста, по причине чего долгое время был мало исполняем. Юрий Фаворин играет его блистательно, вызывая у публики бурю эмоций, совершенно зачаровывая ее и увлекая буйством ярких футуристических прокофьевских образов. В более популярном Третьем концерте юный Александр Малофеев убедителен и как пианист-виртуоз, и как уже сложившийся художник, удивляющий осмысленностью, зрелостью и новизной интерпретации.

Третий концерт Рахманинова в исполнении Юлианны Авдеевой свидетельствует об удивительной тонкости и поэтичности натуры пианистки, для которой технический блеск, который есть неотъемлемая характеристика ее игры, не является самоцелью. Маэстро Сладковский и его прославленный оркестр выступили чуткими, умными и эмоциональными союзниками солистов, выгодно подавая индивидуальность каждого, умело оттеняя их сильные стороны, обеспечивая надежную музыкальную базу для их высказываний. Концерты оркестра Татарстана во Франции прошли при аншлагах — публика не отпускала маэстро и была в полном восторге от профессионализма оркестра: бурный прием был вознагражден интереснейшими бисами. Прозвучали «Русский танец» из балета «Щелкунчик», «Испанский танец» из балета «Лебединое озеро» и «Стан Тамерлана» Александра Чайковского — эта русская кода словно давала финальный штрих стройному зданию величия национальной композиторской и исполнительской школ.

Ла-Рок-д'Антерон-Москва

Источник: www.ng.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору