Третий фестиваль «Видеть музыку»: 17 сентября — 13 ноября 2018

Добавлено 08 сентября 2018 волонтер

Новая Опера, Московский Международный Дом Музыки

С 17 сентября по 13 ноября в Москве состоится Третий фестиваль «Видеть музыку», который в нынешнем году, как и в прошлом, пройдёт в рамках Второго Биеннале театрального искусства.

Учредитель биеннале — Министерство культуры РФ, инициатор и организатор фестиваля «Видеть музыку» — Ассоциация музыкальных театров России. Форум зарекомендовал себя как один из крупнейших и наиболее статусных отечественных проектов в области театра.

Ассоциация музыкальных театров (АМТ), созданная в 2004 году, объединяет свыше пятидесяти крупнейших музыкальных театров страны, включая ведущие оперные театры Москвы и Санкт-Петербурга. В 2014 году президентом Ассоциации был избран художественный руководитель Государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян.

Фестиваль «Видеть музыку» возник благодаря многолетней деятельности АМТ, в рамках которой сформировалось четкое видение большинства театров: российскому музыкально-театральному пространству необходим общероссийский фестиваль — панорама, на котором все музыкальные театры имели бы возможность представить свои спектакли в общем художественном контексте сегодняшней театральной России. Каждому театру нашей огромной страны жизненно необходимо осознавать себя частью большой системы, показывая свои постановки столичным зрителям и получая анализ своего репертуара профессиональным сообществом. К тому же, на фестивале отсутствует конкурс и распределение наград. Театры получают возможность взаимодействовать, обмениваться опытом и решать общие проблемы и задачи, что значительно способствует единению внутренней культурной политики России. Единственной наградой фестиваля является премия «Легенда», которая вручается на заключительном гала-концерте наиболее выдающимся, уважаемым и признанным деятелям советского и российского музыкального театра, посвятившим свою жизнь столичным и провинциальным сценам. Пресс-конференция, посвящённая открытию фестиваля состоится 17 сентября в Большом театре, а 18 сентября фестиваль откроет постановка оперы «Евгений Онегин» Челябинского оперного театра на сцене московского театра «Геликон-опера». Финальный вечер Третьего фестиваля «Видеть музыку» состоится 14 ноября в Новой опере.

Как и на предыдущих фестивалях, спектакли региональных театров будут представлены практически на всех оперных сценах Москвы: в Московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новой опере», «Геликон-опере», Камерном музыкальном театре имени Покровского (новом филиале Большого театра), Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Наталии Сац.

Участниками фестиваля станут театры из разных регионов России, которые будут демонстрировать в Москве произведения самых разных стилей и жанров: оперы, балеты, мюзиклы, оригинальные хореографические и музыкально-драматические мультижанровые постановки. Однако, программа фестиваля «Видеть музыку» — это не только спектакли, но и разнообразные культурно-просветительские проекты. В рамках фестиваля будет представлена уникальная программа старинной музыки, включающая Академию старинной оперы «OPERA OMNIA» с мастер-классами всемирно известного арфиста, специалиста по барочной музыке Эндрю Лоуренса-Кинга. Также состоится премьера оперы «Орфей» крупнейшего композитора Возрождения Клаудио Монтеверди, пройдёт ряд специальных художественно-выставочных проектов. Искусству дирижирования будут посвящены мастер-классы маэстро Симоне Фермани — профессора Миланской консерватории, дирижёра, единственного из живущих в наше время прямых потомков великого Джузеппе Верди. Пройдёт несколько круглых столов, среди которых будет встречи с режиссёрами Георгием Исаакяном, Александром Тителем и Дмитрием Бертманом и их учениками, которые обсудят будущее нового поколения оперных режиссеров.

Очевидно, что в 2017-м году фестиваль «Видеть музыку», как и первый форум, станет масштабной панорамой музыкально-театрального искусства во всём его многообразии и предоставит возможность всем театрам страны продемонстрировать свои работы в общем художественном контексте сегодняшней театральной России.

Расписание и краткие анонсы Третьего фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку»

18 сентября
Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки
«Евгений Онегин»
На сцене «Геликон-опера» п/р Дмитрия Бертмана

Выполненная с учётом самых передовых тенденций современного оперного театра постановка крупнейшего оперного театра Урала самой исполняемой оперы великого русского классика со времени своей премьеры в 2016 году неизменно собирает аншлаги. Публику приводят в восторг масштабные декорации, прекрасные костюмы, изысканные хоровые сцены и балетные дивертисменты, позволяющие сполна ощутить всю специфику и великолепие большой оперы. Всё это, а также использование оригинальных декораций с множеством зеркал, люстр из льда и специального бассейна на сцене увидят и московские зрители. Такие современные технологии привлекла к воссозданию атмосферы русского золотого века и пушкинской эпохи международная команда постановщиков (режиссёр-постановщик — Михаль Знанецкий (Польша), художник-постановщик — Луиджи Сколио (Италия), балетмейстер-постановщик — народный артист Р Ф Юрий Клевцов, художник по костюмам — Елена Сластникова). Московским представителям СМИ рассказать о постановке сможет музыкальный руководитель и дирижёр Евгений Волынский, а также признанная прима Челябинского оперного театра Наталья Заварзина (Ларина) и представляющая молодые силы труппы театра Гузель Шахматова (Татьяна), а также художественный руководитель фестиваля, оперный режиссёр Георгий Исаакян.

20 сентября
«Волгоградский государственный театр „Царицынская опера“»
«Così fan tutte»
На сцене «Геликон-опера» п/р Дмитрия Бертмана

В 2012 году в волгоградском театре Царицынская опера была поставлена опера В. А. Моцарта «Così fan tutte» — «Так поступают все женщины», которая на волгоградской сцене идёт под названием «Школа любви». Поставил спектакль режиссёр Мариинского театра Иркин Габитов, дирижёр-постановщик — Владимир Стачинский, балетмейстер-постановщик — Владимир Романовский из Театра музыкальной комедии Санкт-Петербурга, которые представят в Москве на фестивале «Видеть музыку» свою красивую и остроумную постановку.

25 сентября
Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии
«Декабристы»
На Новой сцене Государственного академического Большого театра России

Мюзикл «Декабристы» создан по заказу Свердловского театра музыкальной комедии в 2016 году московскими авторами — композитором Евгением Заготом, драматургом Кариной Шебелян и поэтом Алиной Байбановой. Сюжет не имеет литературного первоисточника и основывается лишь на событиях конкретного исторического периода. Придумывая спектакль, авторы и театр, по сути, создавали собственный «миф о декабристах», хотя и основывали художественный вымысел на известных фактах и реальных обстоятельствах. О том, как оригинальная версия авторов об одном и самых драматичных и противоречивых сюжетов российской истории превратилась в яркую, динамичную постановку на фестивале «Видеть музыку» смогут рассказать авторы спектакля, а также режиссёр Кирилл Стрежнев (главный режиссёр театра) и директор театра Михаил Сафронов.

26 сентября
«Астраханский государственный театр оперы и балета»
«Тоска»
На Новой сцене Государственного академического Большого театра России

В 2011 году художественный руководитель и главный дирижер театра Валерий Воронин и главный режиссер Ольга Маликова представили новую постановку оперы Пуччини «Тоска». Об этой красивой, выполненной в лучших традициях итальянской романтической оперы постановке на фестивале «Видеть музыку» смогут рассказать создатели спектакля и исполнители главных партий — ведущая солистка театра, лауреат международных конкурсов Елена Разгуляева (Тоска) и солист петербургского Михайловского театра Сергей Гранквист, приглашённый на роль Каварадосси.

8 октября
Музыкальный театр Республики Карелия
«Коппелия»
На сцене Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова

Одна из последних постановок крупнейшего музыкального театра северо-западного региона страны покорила широкую публику и ценителей балета стильностью постановочных решений и хореографии. Огромная заслуга в этом — балетмейстера карельского театра, известного молодого хореографа Кирилла Симонова. «Моя постановка — это в первую очередь именно Гофман с его мотивами мистики и рока. Несмотря на то, что эта история очень драматичная и сложная, ее танцевальное наполнение во многом веселое и эмоционально яркое». Танцевальная палитра «Коппелии» пронизана элементами пантомимы, в балете много номеров на основе национального фольклора — польская мазурка, венгерский чардаш, шотландская жига и др. Это дает возможность показать в полной мере исполнительский класс кордебалета, добавить спектаклю зрелищной и эмоциональной яркости. Все богатство классического и характерного танца «Коппелии» в спектакле Кирилла Симонова передается через язык неоклассики.

Действие хореограф и автор либретто Ольга Погодина-Кузмина (известный писатель, драматург, сценарист, автор романов «Адамово яблоко», «Власть мертвых», «Сумерки волков», «Ласковая вечность», «Герой» и пьес «Мармелад», «Сухобезводное», «Толстого.нет», «Глиняная яма» и др.) перенесли в Россию, все события происходят в двух временных отрезках: пролог — 1937 год и весь спектакль — 1960-е годы во дворе обычной советской хрущевки.

На фестивале «Видеть музыку» помимо хореографа рассказать о новой постановке смогут дирижер-постановщик спектакля — Анатолий Рыбалко (вместе с К. Симоновым он работал над постановкой «Лебединого озера»), а также исполнители главных партий, приглашённые в карельский театр солисты балета Московского Государственного академического музыкального театра имени Н. И. Сац Алевтина Касаткина и Сергей Беломысов.

9 октября
Иркутский областной музыкальный театр им. Н.М. Загурского
«Пиковая дама»
На сцене МГАДМТ им. Н. Сац

10 октября
«Музыкальный театр „Карамболь“
"Двенадцать месяцев»
На сцене Театра имени Наталии Сац

11 октября
Спектакль Театра имени Наталии Сац
«Аэлита»

16 октября
«Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона» «Чурумчуку»
На сцене Театра имени Наталии Сац

Балет «Чурумчуку» — невероятно красочная, мифологическая постановка, жемчужина национального театрального репертуара Якутии. Это пример счастливого творческого содружества талантливых деятелей и артистов музыкального театра на заре формирования театрального репертуара, в 1964 г. Либретто по сказке якутского писателя Серафима Элляя (Кулачикова) «Чурум-Чурумчуку» было сочинено русской артисткой балета, впоследствии исследователем народного танца Марией Жорницкой. Бурятским композитором была создана музыка балета, а московским балетмейстером родом из Уфы Кирой Карпинской — хореография спектакля. С тех пор и до сегодняшних дней балет «Чурумчуку» не сходит с театральной афиши. В связи с 30-летием спектакля в 1994 г. первая исполнительница главной партии Нюргуяны Евдокия Степанова уже в качестве художественного руководителя якутского балета возобновила балет.

В 2019 году исполнится 55 лет с момента создания балета «Чурумчук». На протяжении более чем полувековой истории на этом балете выросла целая плеяда известных балерин и деятелей хореографического искусства Якутии. И на фестивале «Видеть музыку» обновлённую постановку представят танцовщики разных поколений, исполняющие главные партии в балете.

17, 18 октября
На сцене МГМТ п/р Г. Чихачева
Алтайский государственный музыкальный театр
«Человек из Ламанчи», «Маугли»

Музыкальные спектакли для детско-юношеской аудитории, решённые стильно и современно, обращающиеся к сложным вопросам постижения мира и своего места в нём в доступных для подрастающего поколения формах.

20, 21 октября
На сцене «Геликон-опера» п/р Дмитрия Бертмана
«Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера»
«Корневильские колокола»

Значительное место в репертуаре театра «Санктъ-Петербургъ Опера» всегда занимало направление «оперетта на оперной сцене». В 2016 году в афише театра появилось название еще одной жемчужины этого жанра — романтической оперетты Робера Планкетта «Корневильские колокола». Успех «Корневильским колоколам» обеспечили романтический сюжет и музыка Планкетта — красочная, легкая, запоминаемая. Мелодии оперетты сразу разлетелись не только по всему Парижу, но и по всей стране. Премьера «Колоколов» в Париже в 1877 году имела сенсационный успех: подряд прошло 480 представлений, затем в Лондоне — еще больше — 708! Уже в 1886 году в Париже состоялся тысячный спектакль. Однако, в России этот шедевр был практически неизвестен, и этот пробел восполнила новая постановка главного режиссер «Санкт-Петербург оперы» Юрия Александрова. «Это романтическая оперетта о красивых благородных людях, с таинственными сценами привидений, с красивым финалом. Наш спектакль — о великой мечте, которая обязательно сбудется», — характеризует спектакль режиссёр.

«Фауст»

В современной, экспрессивной постановке 2017 года оперы Гуно «Фауст» главного режиссера «Санкт-Петербург оперы» Юрия Александрова поднимаются вечные проблемы философии бытия. Режиссёр размышляет о призвании человека, о противостоянии ада и рая и, вместе с тем, живо реагирует на сегодняшние события в мире: «Мы с вами за последние десятилетия стали свидетелями многих попыток зомбирования человека. Подчинить человеческий разум и душу пытались многие мировые режимы. Это происходило в период коммунистического режима, в какой-то степени происходит сейчас…»

На фестивале «Видеть музыку» Юрия Александров, один из ведущих оперных режиссёров отечественного музыкального театра, авторитетный педагог и театральный мастер, представит обе постановки.

25 октября
Театр имени Наталии Сац
«Орфей»

Самая раритетная премьера фестиваля «Видеть музыку"-2018 — новая постановка Театра Сац, старинная опера «Орфей» на музыку крупнейшего итальянского композитора Возрождения Клаудио Монтеверди. Режиссёр спектакля — художественный руководитель Театра Сац Георгий Исаакян, музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Платонов, художник Ксения Перетрухина. Спектакль станет единственной в Москве постановкой этого шедевра старинной, до-барочной музыки, и пройдет в необычном пространстве. Учитывая, что под руководством Исаакяна в Детском музыкальном уже возникло несколько совершенно новых театральных сцен (так, на импровизированной «сцене в фойе» идут уже три мини-оперы для самых маленьких зрителей; в Живописном цехе театра, зале, где расписывают декорации, поставлена уникальная «опера на григорианский кантус» Владимира Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо»; на обновленной Малой сцене за несколько лет собрался огромный и очень разнообразный репертуар — оперы, балеты, спектакли смешанных жанров) — можно быть уверенным: театр и на этот раз удивит зрителей, и визит в Детский музыкальный превратится в захватывающее путешествие. Постановка станет еще одним изысканным дополнением в серию «Ренессанс и барокко. Старинные оперы на сцене Театра Сац», которая давно заслужила повышенное внимание всех ценителей старины.

26 октября
Спектакль театра «Геликон-опера» п/р Дмитрия Бертмана
«Кармен»

27, 28 октября
Спектакли МГМТ п/р Г. Чихачева
«Астрономия любви» (18.00)
«Грибной переполох» (12.00)

29 октября
Башкирский государственный театр оперы и балета
«Лунный мир»
На сцене Центра оперного пения Г. Вишневской

В апреле 2018 года в Уфе на сцене Башкирской оперы состоялась премьера комической оперы Йозефа Гайдна «Лунный мир», написанной на либретто по пьесе итальянского драматурга Карло Гольдони. Прекрасная гармония музыки раннего классицизма, остоумный сюжет, обращение постановщиков к русскоязычному варианту либретто, оригинальная сценография и удачные актерские работы, — все эти составляющие сделали спектакль одним из наиболее востребованных в репертуаре Малого зала театра. Постановку осуществила молодой московский режиссер Елизавета Корнеева, выпускница РАТИ (ГИТИСа), мастерской Георгия Исаакяна. Музыкальный руководитель постановки — главный дирижер театра, Артем Макаров. Действие оперы, сюжет которой сочетает лирику и юмор, любовные и жанровые сцены, перенесено в современность. Узнаваемые типажи солистов и хора запоминаются хорошей актерской игрой, интересной пластикой и необычными костюмами (работа московского художника-постановщика — Екатерины Агений). Команда постановщиков представят свою самобытную новую работу и на фестивале «Видеть музыку».

31 октября, 1 ноября
Государственный театр оперы и балета Республики Коми
На сцене МГАДМТ им. Н. Сац
«Бабий бунт»
«Тоска»

Оперный театр Республики КОМИ предлагает вниманию зрителей фестиваля «Видеть музыку» две интерпретации классики: обращение к пост-романтической итальянской оперы в постановке «Тоски» Верди (2016 год) и новое решение классики советской оперетты в постановке 2017 года партитуры Евгения Птичкина. Музыкальный руководитель постановок и дирижёр Азат Максутов и режиссёр Илья Можайский представят эти новые работы столичной аудитории.

10 ноября
Спектакль Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова
«Пряничный домик, или Гензель и Гретель»

11 ноября
«Самарский академический театр оперы и балета»
«Кармен»
На сцене Московского Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Одна из последних постановок Самарской оперы, представленная на суд публики в апреле 2018. Привозя эту новинку в Москву, режиссёр спектакля, Георгия Исаакян отмечает: «Эта интерпретация отталкивается, как и повесть Мериме, от воспоминаний Хозе в камере смертников — эта мысль становится основной истории. Мне всегда казалось, что Кармен вроде бы для всех, но на самом деле — она всегда одна и сама для себя. Испания, безусловно, проникает в спектакль, но идет очень изысканно-культурным путем. И в этом смысле соединение XIX века с XXI-м у нас конечно наличествует». Вместе с режиссёром эту новую постановку в Москве представит известный дирижёр, музыкальный руководитель постановки и приглашённый дирижёр Самарской оперы Александр Анисимов.

11 ноября
Музыкальный театр «На Басманной»
«Фиалка Монмартра»
В Театральном зале Московского международного Дома музыки, 18.00

12, 13 ноября
Ростовский государственный музыкальный театр
На сцене Московского Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
«Кармина Бурана»

Одна из самых ярких и символичных партитур минувшего столетия — «Carmina Burana» Карла Орфа — величественная, экспрессивная кантата, созданная на стихи из средневековой поэзии XII столетия, в которых сочетаются и размышления о высокой морали, фривольные застольные песни и философские размышления о человеке и судьбе, жизни и смерти, любви и грехе. Постановщики ростовской сценической версии кантаты предлагают совершенно оригинальный содержательный и визуальный ряд. «Космичность» музыки Карла Орфа соединяется в этой интерпретации с зарисовками сцен из жизни наших современников — первый поцелуй, любовь, свадьба, рождение ребенка, моменты единения с природой — и одновременно грандиозными массовыми сценами, эффектной сценографией.

«Пиковая дама»

Ростовский музыкальный театр обращается к этому шедевру Чайковского во второй раз. В новой постановке соблюдена тонкая грань между классикой и современностью, концептуальностью режиссерского решения и бережным отношением к авторскому оригиналу, стильностью сценографии и ее пышностью.

Художественный руководитель постановок Вячеслав Кущёв, дирижёр-постановщик Андрей Аниханов представят эти работы московской публике, а режиссёр Георгий Исаакян — о своей постановке «Кармина Бурана» и уже в качестве худрука фестиваля о предстоящем закрытии форума.

14 ноября
Гала-концерт Закрытия
На сцене Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова

muzobozrenie.ru/tretij-…018/

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору