В Ульяновске на 60-м Международном музыкальном фестивале «Мир, Эпоха, Имена…» прозвучали орган и дудук

Добавлено 27 марта 2022 kulaginamin

Аргишти Арутюнян (дудук), Международный музыкальный фестиваль «Мир, эпоха, имена…»

Известный российский органист, выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, народный артист Республики Башкортостан Владислав Муртазин (орган «Hauptwerk», Уфа) и один из лучших дудукистов современности Аргишти (Санкт-Петербург) выступили в творческом тандеме на вечере органной музыки для ульяновских слушателей.

В программе прозвучали армянские мелодии, классические произведения в переложении для органа и дудука, авторские композиции Аргишти и сочинения для органа композиторов XVII- XVIII вв. Владислав Муртазин отметил красоту и гармоничность концертной программы, в которой каждое произведение по-своему говорит о человеке и его месте в мире. Сочетание двух схожих по своей природе инструментов, «мудрого» и величественного органа и армянского дудука, склонного по своей природе к медитации, к глубокому погружению в то или иное состояние, превратило концерт в завораживающее действо, заставляющее отрешиться от повседневной суеты и задуматься о подлинных ценностях бытия.

Мелодии армянских народных и авторских песен отражали образы, близкие и понятные каждому человеку: разлука с Родиной и воспоминания о родном крае, дом с видом на Арарат, любимая семья, абрикос в ущелье со спелыми плодами, девушки, стройные, как чинара, ереванский снег… Аргишти рассказывал содержание текста каждой исполняемой песни, и они становились ещё ближе слушателям. Дудук — необыкновенно чуткий инструмент, согретый и одушевлённый дыханием музыканта, он звучит подобно человеческому голосу со всеми его интонациями, каждая мелодия, даже если она взята из классического репертуара, становится необыкновенно трепетной и тёплой, открывается в новом качестве.

Орган очень бережно поддерживал дудук, дополняя исповедь солирующего инструмента «голосом вечности», как бы успокаивая и умиротворяя его остро личностный тон. Так, в народной песне «Хоровел» (песнь пахаря), орган выступил в роли армянского дамкяша, извлекая непрерываемый низкий звук, на фоне которого парила узорчатая мелодия дудука. В других — вступал в диалог с солистом, вторил ему или дополнял своими комментариями. Владислав Муртазин прекрасно выстраивал ансамбль с дудуком, «пряча» многозвучие и мощь своего инструмента, зато в сольных произведениях открывал его во всём великолепии, заполняя чётким орнаментом звуковых линий огромное музыкальное пространство.

Цифровой орган фирмы «Hauptwerk» хранит в своей электронной памяти голоса исторических органов известных соборов мира. Для аккомпанемента дудуку Муртазин выбрал голос католического органа из главной базилики Notre-Dame французского города Мец, а для своих соло — голос барочного органа XVIII века, который находится в Голландии в соборе Св. Бовена города Кампен.

Аргишти попросил слушателей не прерывать программу аплодисментами, чтобы не нарушать глубокомысленного настроя и целостности программы, и отметил высокий профессионализм своего партнера по сцене Владислава Муртазина.

«Вместе с органом всё звучит как-то космически, орган меня возносит вверх. Армянская музыка становится похожа на Баха, классика с дудуком становится более горной. И мои авторские мелодии приобретают совершенно другие черты. Спасибо Владиславу, за то, что он соглашается на мои эксперименты, потому что очень часто я не могу играть классику в изначальных тональностях: у дудука небольшой диапазон и приходится адаптировать мелодию под его возможности. Дудук — особенный инструмент, он настраивает нас на рефлексию, заставляет каждого человека остановиться и подумать, почему я здесь, правильно ли я себя веду, что делать дальше и что я чувствую. Потому что мы часто убегаем от самих себя, а дудук — это инструмент, который настраивает человека на углубление в свои мысли и переживания. Поэтому, нашей публике на фестивале я пожелаю, чтобы она питалась искусством, оздоровлялась им», — прокомментировал Аргишти.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2022 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору