В Ульяновске на VII Симбирском Губернском Пасхальном фестивале прозвучала музыка Сергея Прокофьева

Добавлено 04 мая 2021 kulaginamin

Никита Борисоглебский (скрипка)

Концерт состоялся 3 мая во Дворце культуры «Губернаторский» в рамках VII Симбирского Губернского Пасхального фестиваля, посвященного празднованию 800-летия со дня рождения князя Александра Невского. В концертной программе прозвучали два крупных сочинения Сергея Прокофьева: Концерт № 2 для скрипки с оркестром и Кантата «Александр Невский» для меццо-сопрано, хора и оркестра. В формировании программы нашла отражение значимая для русской культуры юбилейная дата — 130-летие со дня рождения Прокофьева.

Произведения великого русского советского композитора исполнили Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением художественного руководителя и главного дирижера Ильи Дербилова, заслуженный артист России Никита Борисоглебский (скрипка, Москва), лауреат международных конкурсов Анастасия Вечёркина (меццо-сопрано, Самарский театр оперы и балета), Хор студентов и преподавателей Ульяновского государственного университета (художественный руководитель — заслуженный работник культуры России Лариса Филянина).

Илья Дербилов подчеркнул что этот концерт стал серьезным событием не только в рамках фестиваля, но и во всей культурной жизни Ульяновска.

«Князь Александр Невский — одна из ключевых фигур в истории нашей страны. Мы выбрали одно из величайших произведений кантатно-ораториального жанра — кантату „Александр Невский“. Гениальный русский композитор — Сергей Сергеевич Прокофьев, создал в музыке тот героический образ, который, был актуален как в конце 30-х годов прошлого века, так и сейчас. В музыке образ складывается из большого количества аспектов: от тематического материала, который отражает внутренние душевные перипетии, — до инструментовки. Тембровая, тематическая драматургия заложена внутри партитуры, Прокофьев, как известно, — выдающийся композитор-драматург. Это сочинение большой патриотической силы, оно было написано „на пороге“ Второй мировой войны. Александр Невский — это такой собирательный образ, который помогает формировать наше национальное сознание. Прокофьев предъявляет высочайшие требования к оркестру, и это выражено не только в Кантате, но и в Концерте для скрипки с оркестром, который мы исполнили вместе с одним из крупнейших российских скрипачей лауреатом конкурса им. Чайковского Никитой Борисоглебским. Это не просто концерт для солирующего инструмента с оркестром, это в большей степени взаимодействие, диалог, где помимо солирующей скрипки присутствуют солирующие инструменты внутри оркестра, поэтому очень сложно выстроить ансамбль, чтобы добиться полной согласованности. Все, что задумано автором, мы постарались воплотить в жизнь. Надеюсь, концерт был сильным по воздействию и оставил глубокий след в сердцах слушателей», — прокомментировал Илья Дербилов.

«Я ставлю Прокофьева в один ряд с самыми великими композиторами, а его скрипичные концерты — одни из немногих исполняемых концертов в русской музыке. Если называть отечественных авторов концертных произведений для скрипки, то перечисление будет недолгим: Шостакович, Прокофьев, Чайковский, Глазунов… и все, пожалуй. Есть еще некоторые другие, но их, практически, не исполняют. Поэтому, Концерт № 2 для скрипки с оркестром Прокофьева, который прозвучит сегодня в программе, безусловно, одно из самых ярких явлений в русской скрипичной литературе, причём, немногочисленных и поэтому наиболее ценных. Я читал, что композитор первоначально задумывал написать его не как концерт, а как сонату для скрипки с оркестром, что объясняет присутствие в партитуре не только моментов сольного состязания солиста с оркестром (как обычно бывает в концертах), но и явных признаков камерного музицирования, когда, наряду со скрипкой, важными становятся все голоса, все мелодии и подголоски, все сольные моменты в оркестре. Мне эта идея камерного музицирования скрипки с оркестром очень импонирует, я ее хорошо чувствую», — отметил Никита Борисоглебский.

Выступление Никиты Борисоглебского в Ульяновске прошло при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

Ярким монументальным полотном прозвучала кантата Прокофьева «Александр Невский» в исполнении оркестра и хора Ульяновского государственного университета, в основу которой легла музыка, написанная к одноименному кинофильму Сергея Эйзенштейна, вышедшего на экраны в 1938 году. Семь частей кантаты обрисовали картину освободительной борьбы русского народа с захватчиками, начиная от монгольского ига до победы над тевтонскими рыцарями: 1. «Русь под игом монгольским» 2. «Песня об Александре Невском» 3. «Крестоносцы во Пскове» 4. «Вставайте, люди русские» 5. «Ледовое побоище» 6. «Мертвое поле» 7. «Въезд Александра во Псков».

Волнующие события русской истории стали грозным предостережением всем врагам земли русской: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!», — эти слова Александра Невского звучали как пророчество в годы Великой Отечественной войны. Исполняемая в преддверии Дня Победы Кантата Прокофьева освещает славные деяния наших предков в параллели с героическими страницами современной российской истории.

Партию сопрано в Кантате исполнила солистка Самарского театра оперы и балета Анастасия Вечеркина.

«Я очень рада выступить на Пасхальном фестивале в Ульяновске, и счастлива, что мне выпала честь исполнять гениальное произведение Сергея Прокофьева — кантату „Александр Невский“. Весь музыкальный мир в этом году отмечает 130-летие со дня рождения великого русского композитора. В кантате единственная сольная ария отдана меццо-сопрано — ария „Мертвое поле“. В этой музыке Прокофьев, передал скорбь Родины о павших героях, эта скорбь воплощена в образе девушки, невесты, которая оплакивает героев, положивших жизнь за свою землю и за честь своей Родины. Я постаралась передать эти переживания и чувства, воплотить их в звуке и в слове. Для меня каждый концерт, каждое выступление — это маленькая жизнь, которая наполнена глубокими и сильными эмоциями», — рассказала Анастасия Вечеркина.

По словам кандидата искусствоведения Ирины Кривошеевой, вся программа была исполнена на высоком творческом подъёме. «Радует, что пасхальный фестиваль уже несколько лет проводится в Ульяновске и дарит нам встречи с шедеврами русской музыки. На фестивале, посвящённом 800-летию со дня рождения Александра Невского, исполнение кантаты „Александр Невский“ Прокофьева было абсолютно верным решением. Тем более что в этом году мы отмечаем юбилей Прокофьева — 130 лет со дня рождения. Театрально-яркая (точнее, кинематографичная) музыка Прокофьева, обладающая плакатной ясностью и убедительностью, написанная во всеоружии его композиторского мастерства, ни на минуту не отпускала внимание публики. Большой оркестр и хор, объединенные в единый творческий коллектив уверенной рукой дирижёра Ильи Дербилова, напоминали мощный корабль, плывущий сквозь героические эпохи русской истории. Нельзя не отметить Хор студентов и преподавателей университета, который являясь по статусу „любительским“ коллективом, достиг под руководством Ларисы Филяниной весьма достойного профессионального уровня и прекрасно провёл все хоровые части кантаты. Сольную часть — „Мёртвое поле“ — проникновенно исполнила Анастасия Вечёркина, обладательница красивого, мягкого по тембру меццо-сопрано. Новая встреча с блистательным скрипачом Никитой Борисоглебским вызвала бурный восторг ульяновских меломанов. Великолепное звучание скрипки, наполнявшей зал то каскадами пассажей, то упоительной кантиленой, искренняя увлечённость, эмоциональность без лишних „сантиментов“ (чего и требует музыка Прокофьева), и тонкий ансамбль и баланс с оркестром — можно было бы и дальше множить эпитеты… Особую благодарность приносим солисту за знакомство с этим замечательным концертом — для большинства зрителей это была первая встреча с гениальным сочинением Прокофьева», — поделилась впечатлениями от концерта Ирина Кривошеева.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2021 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору