«Возвращение»: муки любви и ещё три концерта

Добавлено 27 декабря 2016 muzkarta

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский зал Московской консерватории, Роман Минц (скрипка)

Фестиваль камерной музыки «Возвращение» — в двадцатый раз в Москве.
Где? Рахманиновский зал Московской консерватории им. П. И. Чайковского, ул. Большая Никитская, д. 13/6.
Когда? 9, 11, 13, 15 января
Цена билетов от 400 руб.

Аэропорт Хитроу. Шарль де Голль. Джон Кеннеди. Объявляют посадку на рейс в Москву. Скрипки, виолончели, гобои — в футлярах и чемоданах. Музыканты, которые когда-то учились вместе, целый год ждут зимних каникул, чтобы вернуться туда, где когда-то начинали, и сыграть четыре камерных концерта для публики, которая их с таким же нетерпением ждёт.

afisha.ru

Фестиваль «Возвращение» придумали в конце 90-х скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков, которым тогда едва исполнилось двадцать лет. Молодые музыканты, из-за учёбы, гастролей, концертов нечасто бывавшие дома, приезжали в Москву на Новый год — и играли ради удовольствия.

Так сложилась концепция «Возвращения». За слово ухватились журналисты. О фестивале начали говорить. Из аудиторий Гнесинки он переехал в Рахманиновский зал Московской консерватории. «В этом зале нет пафоса, там до сих пор принимают экзамены, — рассказывает Роман Минц. — Неважно, что мы играем не в залитом пивом баре, а в консерватории, нас всё равно называют андеграундом». Уход от академичности, и в то же время упор на первоклассное качество исполнения — то, что отличает фестиваль.

Цикл «Правила любви» Сергея Невского. Фрагмент партитуры arzamas.academy
«Муки любви» — эта тема 9-го января откроёт первый из четырёх вечеров фестиваля. Наряду с произведениями Листа и Брамса на концерте прозвучат фрагменты из цикла «Правила любви» современного композитора Сергея Невского. Текст пьесы включает отрывки из дневников советских школьниц 70-80-х годов, а в вокале сочетаются техники от бельканто до рэпа. Части выстроены, как в старинной сюите, по нарастающей: «любит» — «не любит», «точно любит» — «совсем не любит».

Второй вечер, 11 января, называется «Закат». Он начнётся с произведения «Вечер» испанского композитора Хоакина Родриго, прожившего долгую (почти сто лет) и тяжёлую жизнь (в три года он полностью лишился зрения из-за болезни). Тему продолжит французский композитор Тристан Мюрай в сочинении «Тринадцать цветов заходящего солнца» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели. Первое отделение закроется «Эскизами к «Закату» Леонида Десятникова, а во втором музыканты сыграют сочинение Шуберта.

Пятничный концерт, 13 января, включает произведения Пуленка, Бородина, Брамса, а также современного композитора Сергея Ахунова, объединённые темой «Эпитафии». Программу заключительного вечера «По заявкам», который пройдёт 15 января, по традиции фестиваля составляли исполнители, исходя из личных предпочтений.

За двадцать лет фестиваля концерты проходили под разными темами. Например, вечер «Чёрные ангелы» объединил всё, связанное с дьявольской тематикой. В «Анамнезе» звучали произведения композиторов с психическими заболеваниями. Программа «Музыка на продажу» — сочинения, написанные по чьему-то заказу. «Корни», будто то русские, еврейские, армянские или балтийские, намекали на связь с фольклором.

«Мы устраивали концерт, посвящённый Шостаковичу, на котором звучали произведения тех, кто на него повлиял — и тех, кто испытал его влияние», — рассказывает Роман Минц. Похожие вечера, рассказывающие о музыкальных взаимоотношениях композиторов, объединили Мусоргского и Равеля, Прокофьева и Пуленка, Стравинского и Десятникова. Отдельные произведения современных авторов были написаны специально для исполнения на фестивале.

Игровой элемент, характеризующий «Возвращение», чувствуется во всём, даже в буклетах фестиваля с биографиями музыкантов. «Эти буклеты обычно никто не читает. Чтобы сделать их живее, мы разбавили информацию об исполнителях смешными деталями. Например, про Ксению Башмет отдельно подчеркнули, что она из музыкальной семьи. Про другого участника написали, что он „иногда женится“. Про некоторых просто сочинили какие-то факты, которые потом распространились в интернете. Придумывали им несуществующие награды и премии. Причем „присуждали“ не первую, а вторую премию. Писали благодарности вымышленным героям:

Сибизднябышеву и Скунцу. Были ещё персонажи Эркызын Зунгерхрясь и Октябрина Зыришохтер», — рассказывает Роман.

Угадайте, как нужно прочитать отдельные строки буклета, чтобы в них появился смысл: «Диск с сонатами Д. Шостаковича и С. Рахманинова, Мынисару Р. (Ztrauq) мотсинаип с йыннасипаз, получил премию Editor’s Choice от музыкального журнала Gramophone».

Последние два фестиваля прошли при поддержке благотворителей, включившихся в краудфандинговую кампанию. Чтобы собрать деньги на организационные расходы, от проезда и проживания участников до аренды нотных материалов и репетиционных залов, учредители в этом году также запустили сбор в интернете.

В этом году фестиваль собрал музыкантов разных возрастов: от студента до 86-летнего дирижёра Льва Маркиза. Публика на концертах — настолько же пёстрая. Кто-то занимает первые ряды, кто-то сидит на подоконниках и в проходе. Исключительность «Возвращения» в том, что он интересен не только преданным поклонникам классической музыки, но и тем, кто «с улицы».

«Неважно, угадает ли слушатель какие-то сложные цитаты и аллюзии, которые мы закладывали в программу. Главное — чтобы люди что-то пережили на концерте, не вышли ни с чем, так, будто ничего не произошло», — говорит Роман Минц. По его словам, любой хороший музыкант — немного шаман, который выходит на сцену, чтобы загипнотизировать публику.

romanmits.com © Svetlana Minaeva
При этом на первом месте не текст, не грим, не внешний вид и не декольте певицы, а всегда только музыка. Только то, как ты умеешь играть. Всё прочее — литература.

wi-fi.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2022 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору