Журналист Мария Гусева о первом концерте нового XXIV сезона Муромской Филармонии

Добавлено 26 октября 2018 елена

Муромская «Филармония»

Жажда музыки

Муромская филармония открыла новый сезон грандиозным концертом

Вечер
20 октября. Детская музыкальная школа 3. На часах — 18.30. Время начала концерта. Минуты идут и идут. Как и зрители, которые заполняют и заполняют небольшое помещение зала ДМШ. Бесконечный поток людей. Организаторы выставляют дополнительные стулья. И вот те счастливчики, которые заняли места в первом ряду, оказываются сидящими в третьем и четвёртом.

Никто не ропщет на тесноту, духоту, отсутствие должной акустики, присутствие потусторонних звуков в виде лая «поющих» за окном собак.

Слушатели в предвкушении того, что вот-вот, всего через несколько мгновений они отведают изысканное блюдо под названием МУЗЫКА.

«Ну, как жить дальше, когда ты слышал ТАКОЕ?» — задаешь вопрос себе и руководителю муромской филармонии Е.Л. ПОНОМАРЁВОЙ.

«То ли ещё будет!» — смеётся Елена Леонидовна.

И ей веришь! За почти четверть века, что существует филармония в Муроме, здесь не было «проходных» концертов, устроенных ради галочки. Каждый — «культурный» шедевр!

По праву недавний концерт станет историческим в музыкальной жизни Мурома. Простите за пафос, но я думаю, что со мной согласятся все, кому посчастливилось побывать на субботнем концерте.

Выдающийся гитарист — Евгений ФИНКЕЛЬШТЕЙН — исполнитель с мировым именем, победитель международных конкурсов, профессор Государственной классической академии им. Маймонида. А ещё очень обаятельный человек. Концертная программа была составлена исполнителем так, что в ней не оказалось ни одного «лишнего», выпадающего из общей канвы, произведения. Аудитория — благодарные слушатели, во время концерта наполнившие зал «умной» тишиной, а после концерта — взорвавшие её овациями и криками «Браво!»

Концерт был невероятным, потрясающим, услышанное ещё долго потом отзывалось в душе. Евгений поразил и как исполнитель, который своим деликатным, но, в то же время, глубоко эмоциональным подходом к подаче музыкального материала держал в неослабном культурном напряжении весь зал. И как умный, глубокий человек, с которым нам посчастливилось пообщаться перед концертом.

— Елена Леонидовна, как Вы думаете, Евгений найдет время для маленького интервью? — без особой надежды на успех спрашиваю у Е. Л. Пономарёвой за несколько дней до концерта.

— Я задам ему такой вопрос! — пообещала руководитель муромской филармонии.

Я уже и забыла о своей «нескромной» просьбе, когда получила от Е. Л. Пономарёвой по электронной почте «письмо счастья».

«Евгений дал добро на интервью. У вас на всё про всё — пятнадцать минут!»

О, чудо! О, ужас! С такими двоякими эмоциями отправляюсь на встречу с мировой знаменитостью. Чудесно, что идея с интервью удалась. Ужасно, что времени для общения так мало!

«Умные» вопросы заготовлены заранее. Но оказалось, что со «звёздами» можно общаться как с обычными, но только очень тонкими и глубоко чувствующими людьми.

— Евгений, наверное, нет смысла спрашивать Вас о впечатлениях от Мурома? Вы, так сказать, с корабля сразу на бал.

— Вы удивитесь, но я успел полюбить Муром! Ну, конечно, не за

время моего нынешнего краткого визита. В Муроме я бывал. Вместе с женой мы гостили у моего друга, коллеги, замечательного музыканта Андрея Чернышева. Купались, загорали, ну, в общем, прекрасно провели время.

Ну, а сегодня Вы здесь «по работе»!

Я не хотел бы присоединять слово «работа» к тому, чем я занимаюсь на концертах. Работа, в большей степени, это преподавание в академии. Исполнительство — это, наверное, образ жизни.

Расскажу забавный случай. Довелось мне отдыхать на даче в компании друзей. Сидим за столом. Я, как всегда, что-то играю на гитаре. Один из друзей спрашивает: «Жень, как поживаешь, как твоя работа?» А другой друг смеется: «Да что ты его спрашиваешь, он в жизни никогда не работал!»

— Сегодня играют все, кому не лень. Музыкальные инструменты стали очень доступны. Однако не все люди, извлекающие звуки — музыканты. Вы считаете себя музыкантом?

— Я просто человек, который играет на гитаре, то есть делает то, что ему нравится.

— Не все, кто любит музыку, имеют способности к музицированию. Им остаётся быть слушателями. Хороший слушатель — кто он?

— Мне довелось играть в школе, где учится один из моих сыновей. Первый класс. Совершенно обычная школа. Учительница решила посвятить урок гитаре. Ну, и попросила меня сыграть на уроке. Я играл пьесу Маре. Это классическое произведение XVII—XVIII вв. Пьеса неброская, медленная, минорная.

Когда музыка отзвучала, я попросил детей поделиться своими впечатлениями от услышанного. Одна девочка подняла руку и сказала: вот вы играли эту песню (она не знает, что такое пьеса), а я чуть не заплакала. Я представила, что папа не пришёл на мой день рождения. На мой взгляд, она прекрасный слушатель. Она почувствовала своё, детское, но музыка тронула её сердце. И это не детский или взрослый, а просто человеческий уровень.

— Всех нас волнует судьба классики. Насколько искренне сейчас слушают классическую музыку? Конечно, есть группа людей, приученных к ней с детства, но их мало. И классике приходится подстраиваться под массы. Это нормальная ситуация?

— Возьмем великих Марена Маре, Антуана Форкре. Сегодня их произведения — это классика. А когда-то, в XVIII веке — музыка этих композиторов была очень даже развлекательная. Та музыка, которую мы сейчас называем классической, куда более доступна для неискушенных людей. Мне кажется, что к классической музыке во все времена был и будет самый искренний интерес. Причём у людей самых разных музыкальных вкусов, социальных групп.

В пятнадцатилетнем возрасте я увлекался тяжёлым роком, «металлом». Играл в группе. Собственно, с этого и начались мои занятия гитарой. Среди моих друзей были далёкие от классики люди. Это были ребята из категории трудных подростков. Они успешно играли крутые гитарные рифы. А когда мы встречались, всегда просили: «Финкельштейн, сыграй нам вариацию на тему Моцарта!» Мое исполнение сопровождалось сочными междоме-тьями, которые отпускали друзья. А всё потому, что им эта музыка безумно нравилась. А какое сумасшедшее впечатление производило «Аллегро» Баха!

Наверное, от исполнителя сегодня зависит, «пойдёт» ли на концерте классика или нет. Я за умное построение программы, учитывающее степень готовности слушателей воспринимать какие-то формы. Если это будет прекрасная музыка, с учётом возможностей слушателей, можно выстроить такую программу, которая потрясет всех.

Зачем учиться музыке, если не станешь Евгением Финкельштейном?

Надо изначально учиться музыке не для того, чтобы стать кем-то. Должна быть другая мотивация. Вы хотите пить, чтобы стать великим? Вы просто хотите утолить жажду! Вот и с музыкой так. Лучше будет играть не тот, кто жаждет своего утверждения на плечах музыки, а тот, кто играет, потому что ему это нравится, ну, не может он без этого.

У Вас большая семья. Ваши дети любят музыку?

Моя жена — композитор, музыковед. Ни я, ни она не принадлежим к музыкальным семьям. Наши родители не имели отношения к музыке. У меня четверо сыновей. Из них только один, Гриша (ему сейчас одиннадцать) занимается на скрипке. Самый старший сын немножко, для себя играет на гитаре.

Мы с женой не хотим заставлять детей заниматься музыкой, но поддержим, если они сами этого захотят.

— Поделитесь самыми яркими жизненными впечатлениями! Что примечательного случилось?

Как ни странно, я получил яркие впечатления от… отдыха. Это несмотря на то, что до недавних пор я считал это скучным занятием. В октябре мы всей семьей отдыхали в Крыму. Из нашей уже наступившей осени попали в лето. Было тепло, купались в море. Душевно отдохнули.

И даже не брали в руки гитару?

Инструмент всегда со мной. На этот раз я не был уверен, что авиакомпания пропустит мой инструмент, и хотя знал, что еду отдыхать, что концертов не будет, заручился помощью друзей из Симферополя, которые привезли мне гитару. Не могу я без неё. Я без неё плохо себя чувствую. Если моё настроение портится без причины, то моя мудрая жена сразу делает вывод: или не позанимался, или не поел.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. ionov.50, 26 октября 2018:

    Интервью состоялось))...Легкое. непринужденное.интересное....Ну и без "изюминки" не обошлось) от души повеселился от" Сегодня играют все, кому не лень. Музыкальные инструменты стали очень доступны"......... No comment)

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору