Екатерина Державина (фортепиано)

22472 просмотра

Лауреат 1-й премии Международного конкурса пианистов «И. С. Бах».

Начала заниматься музыкой в шесть лет под руководством Юрия Полунина, затем училась в музыкальной школе имени Гнесиных у Валерии Полуниной, окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Владимира Троппа). В 1989 г. стала обладательницей III премии и специального приза за лучшее исполнение «Крейслерианы» Роберта Шумана на VIII Всероссийском конкурсе пианистов, в 1992 г. получила I премию Международного конкурса пианистов имени И. С. Баха в Саарбрюкене.

Гастролирует в различных странах Европы, а также в США и Канаде. Участница ряда музыкальных фестивалей, один из основателей ежегодного Метнер-фестиваля в Москве (с 2006 г.). Первый диск Державиной, «Гольдберг-вариации» И. С. Баха, был издан в 1996 г., за ним последовали двойной альбом с произведениями Николая Метнера, клавирные сонаты Йозефа Гайдна и его же клавирные концерты с камерным оркестром «Musica viva» под управлением Александра Рудина, русская камерная вокальная музыка с французской певицей Катрин Ник. По мнению рецензента,
сильные стороны Державиной — современность и новизна подхода, хотя, может, и со слишком выраженной наступательностью, интеллектуализм, наконец, высококлассное мастерство. Она настолько владеет инструментом, что способна в рамках одного выступления стилистически «развести» столь разных композиторов, а главное — с графической чёткостью выстроить такой колосс пианистической мысли, как соната Шуберта. Державина не входит в круг «раскручиваемых» молодых звёзд, однако тест на высоту мастерства проходит с наивысшей оценкой.
«Фортепианный вечер с Екатериной Державиной в программе мероприятий „Камерная музыка мастеров“ стал звездным часом фортепианной музыки в до отказа заполненном театре братьев Буш в Дальбрухе. Пианистка постоянно открывала новые способы мышления и аспекты, буквально захватывающие дух вторгающимися проведениями голосов или полифоническими артикуляциями. С помощью сказочно контролируемой техники удался результат, захватывающе призрачный и музыкальный…» «Вестфелише Рундшау».

«С техникой никаких проблем: полная четкость линий и планов, мощь массы аккордов, насыщенная звучность вопреки несовершенному инструменту, короче — настоящая фортепианная музыка. И ни одной фальшивой ноты! На этой прочной основе зиждется сосредоточенность, музыкальность, экспрессия и чувство исполнительского мастерства, которые никогда не теряются. Присутствие музыканта ощущается в высшей степени в любую секунду: в прозрачном Гайдне, в Берге, чьей бесконечной трехстраничной репризе она придает легкость, в произведениях Скрябина, доведенных ею почти до совершенства…» «Ла Пресс», Монреаль, Канада.

«…Что же касается пианисток, то в Москве, например, есть одна совершенно феноменальная — Катя Державина. Что такое для меня „гениально“? Когда я не отдаю себе отчета, почему это захватывает, отключает от реального мира. Что для меня и составляет суть развлечения, или, если угодно, наркотика». Пианист Борис Березовский в интервью газете «Вечерний клуб», Москва.

«Существуют музыканты мирового масштаба, которые у всех на устах только в профессиональных кругах, поскольку они не часто появляются на мировых сценах. Одна из них — российская пианистка Екатерина Державина. Она впервые гастролировала в Штадтхалле по приглашению концертной дирекции Вилах и обеспечила слушателям великолепный вечер. Находясь вне рамок часто демонстрируемой, хорошо знакомой всем русской фортепианной школы с ее сильной, подчас лишенной тонкости фортепианной техникой, Державина — исполнительница, которая придает роялю необъятный спектр оттенков звучания: от сольного, через камерно-музыкальный, до оркестрового. Точное, острое звукоизвлечение, чрезвычайно чуткая педаль, легкое, парящее piano и доминирующее forte — все это были приемы, с помощью которых она так благозвучно исполнила „Арию…“ с ее десятью вариациями. Кто до сих пор полагал, что здесь речь идет только об учебном материале, того она уличила во лжи. Она сыграла произведение на одной волне от первой и до последней ноты как большой эпический цикл». Westdeutsche Zeitung

Удостоена специальной премии «Солидарность» Союза журналистов России «За благородство и высоту поступка в искусстве, культуре и журналистике» в составе группы музыкантов — участников концертных программ «Памяти Анны Политковской» и «Памяти погибших журналистов».

Лауреат международных и всероссийских конкурсов: III премия и специальный приз за лучшее исполнение романтического сочинения на VIII Всероссийском конкурсе пианистов (1989), I премия на Международном конкурсе пианистов «И. С. Бах» в Германии (1992)

Педагогическая деятельность

С 1993 по 2006 г. преподавала на кафедре специального фортепиано в Российской академии музыки имени Гнесиных. С 2006 г. — на факультете мировой музыкальной культуры в Академии имени Маймонида. Проводила мастер-классы в Германии, России, США, Канаде.

С 2003 г. преподает в Московской консерватории на факультете исторического и современного исполнительского искусства.

Дискография

Осуществила множество записей на радио в Москве, Кельне (WDR), Берлине (Deutschland Radio), Саарбрюккене (SR), Монреале. В 1996 г. на «Arte Nova classics» вышел диск с «Гольдберг-вариациями» И. С. Баха, получивший в 1999 г. «Choc» французского журнала «Le Monde de la Musique». Другие компакт-диски: клавирные сонаты Й. Гайдна; русская камерная вокальная музыка с французской певицей Catherine Nick (сопрано); 5 клавирных концертов Й. Гайдна с академическим камерным оркестром «Musica viva» п/у А. Рудина; компакт-диск памяти Г. Гульда.2004 г. — компакт-диск «Концерт в Монреале» (live). В октябре 2008 г. на фирме «Phoenix» вышел альбом с произведениями Н. Метнера (2 диска), получивший в начале 2009 г. «Золотой камертон» французского журнала «Diapason»; готовится к выпуску запись всех клавирных сонат Й. Гайдна, а на фирме «Telos» — фортепианных произведений А. Станчинского.

Концертная деятельность

Концертная география: Австрия, Германия, Франция, Словакия, Люксембург, Лихтенштейн, Финляндия, Канада, США, Россия, Украина, Белоруссия (сольные концерты; с оркестрами п/у Д. Стерна, Ж.-П. Пенэна, Г. Хартмана, Х. Хаага, А. Рудина, Э. Грача и других; концерты камерной музыки — с певцами, инструменталистами, трио, квартеты, квинтеты и т. д.). Участник многих фестивалей Европы и Северной Америки — Mosel Festwochen, Thuringer Bachwochen, Фестиваль редкой фортепианной музыки (Германия), Festival de Lanaudiere (Канада), «М. Юдина и музыкальная культура Германии» (Москва), «Метнер-фестиваль» (Москва, 2006, 2007), одним из организаторов которого она являлась, в сотрудничестве с пианистом Борисом Березовским. Принимала участие (идея, организация и участие) в циклах концертов «Памяти великого артиста» (к 90-летию С. Рихтера; сезон 2004–2005) и «Памяти Эмиля Гилельса» (октябрь 2006).

Комментарии

Концертный план Московской консерватории на январь...

mgk-info2:

Приходите на наши концерты, будем очень рады!

Йозеф Гайдн — Все сонаты для фортепиано

muzkarta:

Есть отрывки по ссылке из текста: Franz Joseph Haydn: Keyboard Sonata (Partita) No. 2 in C major, Hob...

Фестиваль «Безумные дни» получил прописку...

Эдуард, Екатеринбург:

БЕЗУМНЫЕ ДНИ
В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Безумные дни! О, безумные дни!
Как сладко, как странно безумны...

Ekaterina Derzhavina performs one of the Medtner...

Елена, Киев:

Катюша - вы просто ЧУДО!

Творческие связи

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору