Читайте на эту же тему




Мария Зуева: «Для артистов наша площадка привлекательна тем, что заряжает их на творчество»

Добавлено 13 июля 2021 Елена Прыткова

Частная филармония «Триумф», Теодор Курентзис (дирижер), Елена Прыткова, Полина Осетинская (фортепиано)

Первая частная филармония в Перми появилась пять лет назад, в 2016 году, и не без помощи Теодора Курентзиса, увидевшего в культурном месте с пометкой «экс» потенциал и возможность создания площадки, тесно связанной с деятельностью возглавляемого им на тот момент оперного театра. Спустя пятилетку можно сказать, что филармония «Триумф» стала полноценной новой концертной площадкой, которую горожане готовы поддерживать даже во времена кризиса (благодаря собранным на краундфандинге средствам «Триумф» пережил пандемию и продолжил свою работу в этом сезоне). Мы побеседовали с директором филармонии Марией Зуевой и узнали о том, почему «Триумф» оказался нужен пермской публике.

Мария Зуева в интерьерах «Триумфа»
— Скажите, без Курентзиса и его инициативы были ли предпосылки появления такой частной филармонии в Перми?

— «Триумф» появился благодаря тому, что Теодор Курентзис заинтересовался этой площадкой и пришел к Александру Евгеньевичу Флегинскому, владельцу здания бывшего кинотеатра «Триумф» (а до этого он назывался кинотеатр «Художественный» и это был зал с достаточно длинной историей, которой больше века). Зал простаивал уже несколько лет и особых идей не было, что именно там можно было бы сделать. Курентзису очень понравился зал и он сказал, что было бы круто и хорошо сделать там место, в котором бы появлялись какие-нибудь творческие инициативы и которое могло бы быть такой непрерывной арт-лабораторией. В итоге получилось так, что частная филармония «Триумф» стала первой в этом роде и на данный момент пока единственной частной филармонией в Перми. Мы не работаем по формату классических государственных филармоний, но при этом и не являемся просто концертной площадкой, где могло бы происходить абсолютно всё. Все наши мероприятия тщательно отбираются, независимо от того — классический это концерт или, допустим, джазовый или роковый. Мы стремимся развиваться и каждый раз выходить за какие-то рамки.

— В чём, вам кажется, привлекательная для публики сторона «Триумфа», по сравнению с государственной филармонией?

— Мы можем сами выбирать программу, сами отыскивать музыкантов, у нас нет так называемого госзаказа — мы абсолютно автономны в этом плане. Стараемся делать эксклюзивные вещи, договариваемся с музыкантами о программах, которые были бы сделаны непосредственно для нашего зала и для нашей аудитории. Опять же, в государственных филармониях политика, мне кажется, особо не менялась может лет тридцать, а мы в данном случае вольны делать всё, что захотим и то, что считаем нужным сегодня.

— Расскажите о самом зале: на сколько он мест, какие коллективы по численности могут у вас выступать? Может, есть какие-то особенности площадки?

— Зал «Триумфа» — это камерный зал, оформленный в стиле лофт (это весь дизайн площадки: фойе, входная группа и сам зал). Это историческое здание и все стены у нас зачищены до кирпича — то есть заходя к нам можно в прямом смысле этого слова прикоснуться к истории. Зал у нас не очень большой: без ограничений рассадка составляет 320 мест, а сегодня, при заполняемости 75 процентов, нам приходится довольствоваться 240-ми местами. Коллективы, которые выступают у нас, как правило тоже небольшие: это могут быть камерные оркестры и хоры — численностью до 40 музыкантов, а могут быть и ансамбли (от дуэтов до квинтетов), есть, конечно, и сольные исполнители — например, пианисты. Но чаще всё-таки это коллективы человек до десяти — это максимально комфортно и для артистов, и для публики. Главная особенность нашего зала в его возможности трансформации: он абсолютно мобилен и сцена может быть где угодно, даже в центре; мы можем по-разному выставлять рассадку, вообще убирать стулья и проводить концерты для публики стоя или даже… лёжа (такой опыт у нас уже был). Здесь крутая акустика, потому что сам зал помогает, поэтому и акустические вещи, и акапелльные звучат очень хорошо.

Полина Осетинская сыграла в Перми Голдберг-вариации
— Мария, когда вы согласились принять на себя руководство «Триумфом» несколько лет назад, то в социальных сетях вы поделились такими эмоциями: «это время было наполнено чередой увлекательных задач и прыжков через свою голову. Это, наверно, самое странное место работы в моей жизни». Чем вас лично заинтересовала частная филармония и почему вы согласились тогда на такой, судя по всему, крайне необычный для вас шаг?

— Руководство «Триумфом» я приняла на себя в 2019 году. А этими эмоциями я делилась в прошлом году в день рожденья «Триумфа» — тогда как раз было время осмыслить происходящее и прошедшее. И тут стоит начать с того, что карьера моя начиналась не с музыкальной школы, а 12 лет назад в небольшом комплексе, состоящем из репетиционных баз и небольшого бара. Тогда же мы и начали проводить там концерты сначала местных рок-групп, а потом уже и привозить других. И долгое время я занималась организацией именно рок- и металл-концертов. Потом некоторое время параллельно с концертами я работала на радио звукорежиссером, и наступил момент, когда я поняла, что хочу заниматься только концертной деятельностью. У меня был клуб, но хотелось чего-то большего. Я увидела вакансию в «Триумфе», отправила резюме и оказалась тут. Сначала была мысль просто попробовать, но в итоге затянуло. Все концерты организовываются в целом по одной схеме, однако в «Триумфе» каждый концерт — это отдельная идея, отдельная концепция и вызов. И это именно то, что мне понравилось, здесь больше творчества, чем на какой-либо другой концертной площадке, где я работала.

— Прекрасно, когда всё так складывается! Давайте поговорим о вашем концертном предложении. Ккакова доля академической музыки в вашей афише среди других событий (иных концертов, выставок, перформансов)? Какие программы академической музыки вам интересно предлагать зрителю?

— «Триумф» открывался в первую очередь как площадка для академической музыки. То есть из всех программ основную ставку мы делаем именно на такую музыку. При этом мы стараемся предлагать разнообразную программу: концерты не ограничиваются только классикой, мы делаем концерты и композиторов 20 и 21 веков. Помимо этого у нас бывают джазовые концерты, этнические концерты, иногда бывает и инди-рок. У нас нет каких-то конкретных параметров по программам академической музыки: это может быть и барочная музыка, это могут быть и не игранные ранее произведения известных композиторов. Иногда мы делаем ставку не столько на конкретную программу, сколько на конкретного артиста, который эту программу обыграет по-особенному, даже если это будут произведения, которые уже игрались много раз.

А кроме концертов у нас проходят также драматические спектакли, танцевальные постановки, перформансы, иногда и выставки.

— В этом сегменте по прокату концертов академической музыки испытываете ли вы конкуренцию с филармонией, оперным театром или другими институциями? И как выходите из положения, если да.

— Я бы не сказала, что мы испытываем конкуренцию с перечисленными организациями. Те программы, что играются у нас, они не пересекаются с филармонией и с оперным театром, они камерные. Ведь у нас нет собственной труппы и мы приглашаем артистов — да, они могут быть и местные, пермские, из того же оперного театра, с которыми мы готовим проекты непосредственно под «Триумф». Мне кажется, что для артистов наша площадка привлекательна тем, что заряжает их на творчество. Думаю, что этот момент новизны, необычных решений ценится и нашей публикой.

— У вас в этом сезоне стартовал цикл лекций о музыке. Популярен ли этот проект у публики, как анонсировано, по цене лекции как чашки кофе? (Кстати, неужели в Перми чашка стоит 200 р.?)

— Да, чашка хорошего капуччино большого объёма в Перми действительно стоит двести рублей или около того. Проект достаточно популярен у публики, потому что людям хочется просвещаться на интересные темы. Мы старались подбирать лекторов, кто обладает не только увлекательными темами, но и кто может их рассказать не по-университетски академично, а немножко в другой форме — доступно и понятно. Мы планируем этот проект продолжать в следующем году дальше, возможно даже сделаем курс для тех, кто вообще не в теме академической музыки, потому что пока не все знают, что такая музыка — это очень здорово!

— Можете для примера назвать пару-тройку тем и имена самих лекторов?

— Из тех, кто приезжал, это Анна Виленская из Санкт-Петербурга — она читала вводную лекцию «Как слушать музыку?» и лекцию о музыке из «Гарри Поттера», это Настасья Хрущёва, которая не только прочитала лекцию, а ещё и устроила концерт, сыграв свои всем известные «Русские тупики». Был у нас и Ярослав Тимофеев, он из группы OQJAV, и рассказывал про оперные скандалы, а лекция Богдана Королька касалась интригующей темы «Кто убил классический балет?»

Анна Виленская на лекции в «Триумфе»
— Да, вы упомянули Анну Виленскую из Петербурга, которую «Триумф» недавно пригласил к себе на должность смм-специалиста. Почему именно Анна была выбрана вами, ведь понятно, что работа у нее скорее будет дистанционной?

— Да, Анну Виленскую мы пригласили на эту работу, но это было уж и не так недавно — мы отработали с ней практически весь сезон. Нам нужен был особенный человек и Анну мы выбрали потому, что она уже работала на схожем проекте (в филармонии Шостаковича в Санкт-Петербурге) и она очень быстро поняла, о чём вся наша работа и наша история, о чём в принципе частная филармония «Триумф».

— А в Перми Вы не могли найти хорошего специалиста, это проблема?

— У нас не самая стандартная организация, поэтому найти специалиста в Перми было действительно проблематично. Для того, чтобы вести соцсети филармонии, пускай, даже частной, нужно разбираться в предмете и помимо этого хорошо понимать нашу аудиторию. Но так как мы не ограничивались поиском только в Перми, мы познакомились с Анной и предложили ей сотрудничество.

— И как результаты работы Анны за год? Аудитория Триумфа сильно подросла?

— Аудитория действительно увеличилась. Но помимо этого, работа Анны помогла в принципе структурировать работу в соцсетях, а это помогло усилить наше комьюнити: наша аудитория стала к нам ещё более лояльной.

— В чем эта лояльность проявилась? Публика стала вас советовать своим друзьям? Или более плотным и интересным стало общение в ваших соцсетях?

— Очень многие посетители отметили, что наши соцсети изменились в лучшую сторону, что туда стало интереснее заглядывать. Увеличилось количество репостов, комментариев. И, конечно же, мы стали плотнее общаться с нашей публикой.

— Можете раскрыть цифры — сколько было подписчиков и сколько стало к концу года? Какие идеи Анны по продвижению вам кажутся наиболее эффективными, уже сработали?

— Общее количество подписчиков увеличилось, наверное, процентов на тридцать. Очень классной идеей было сделать авторские нарисованные карточки — это были карточки, которые касались конкретных мероприятий или, допустим, карточки с темой «как не попадаться на билетное мошенничество». Помимо этого, все посты на мероприятия были написаны в определенной структуре, т. е. по пунктам понятным языком объяснялось, что это, кто выступает, что это будет за музыка, и — самое главное — почему на этот концерт нужно идти.

— Скажите, а как вы пережили локдаун? Что делали, чтобы поддержать внимание к «Триумфу»? Будете ли ещё проводить краудфандинговые сборы по поддержке организации (а может быть и отдельных концертных программ) или это была только единичная акция?

— Локдаун мы пережили, как и многие представители нашей отрасли, не очень хорошо. Как минимум, это было грустно, а отсутствие работы было не самым благоприятным условием. В какой-то момент мы уже не выдержали и открыли на ютубе проект «Домашняя филармония „Триумф“». Мы собрали различные архивные записи концертов и устраивали онлайн трансляции этих мероприятий. Помимо этого у нас в трансляции было даже два живых мероприятия — это был концерт нашей пермской группы «Смирный и друзья», а завершили мы онлайн-мероприятия концертом 30 июня — это был перформанс «Выбор». Все эти записи сохранены и их можно увидеть на нашем ютуб-канале. Мы также запустили краудфандинговую компанию, которая завершилась в середине сентября, и очень сильно помогла нам пережить период восстановления. Возможно, какие-то аналогичные сборы мы будем и дальше делать — это отличный инструмент поддержания внимания к себе, и отличный инструмент ещё больше сплотить сообщество вокруг «Триумфа».

— А в этот сезон, пусть и с ограничениями, «Триумф» уже справляется собственными силами?

— Да, стараемся справляться своими силами. Наконец-то мы смогли выйти из кризиса, в том числе благодаря и средствам краудфандинга.

— Я читала, что в прошлые (нормальные) сезоны вы даже выходили на прибыль (называлась цифра в 12%). То есть частная филармония в России может быть и финансово успешной?

— Действительно, в определенный момент «Триуфм» стал работать успешно, вышел на прибыль, потому что прошёл момент становления филармонии и мы начали работать нормально. Частная филармония в России может быть успешной — потому что несмотря на то, что вся эта история про искусство, про творчество, это всё равно бизнес и любой бизнес будет финансово успешным, если им верно управлять. Этот сезон, из-за убытков в связи с пандемией, успешным не был, но тем не менее в минус мы тоже не ушли.

— Сколько людей сегодня создаёт «Триумф»? Планируете ли вы расширять штат или это количество работников вам кажется оптимальным?

— «Триумф» создает всего несколько человек, в нашей команде их десять. На самом деле это довольно маленькое количество людей для поддержания работы такой площадки. Но «Триумф» создают не только эти десять человек, которые работают постоянно, но и все те люди, которые работают с нами. «Триумф» создаёт сообщество вокруг него. Штат хотелось бы расширить, потому что работы становится всё больше.

— А каких специалистов вам не достаёт?

— Наверное, есть потребность в таком специалисте как билетный менеджер, который бы активнее выстраивал стратегию продаж.

— По-вашему, что значит частная филармония для Перми? Поменялось ли что-то в культурном пространстве города с её появлением и функционированием?

— Частная филармония «Триумф» — это ещё один повод для гордости за наш город. В Перми всегда активно кипела культурная жизнь, и вопрос открытия подобного места был всего лишь вопросом времени. Это место для экспериментов, в том числе и экспериментов над зрительским восприятием, которого не хватало нашему городу, и многие культурные события не произошли бы, если бы не наша частная филармония. У нас проходят даже мировые премьеры, и «Триумф» нередко попадает в рейтинги мест, обязательных к посещению, что я и рекомендую: будете в Перми, обязательно заходите в гости!

Елена Прыткова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Albert Москва, 14 июля:

    Очередное ниочём...

    • inga-majorova, 15 июля 2021:

      О чем нужно?

© 2009–2021 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору