Объединяющий сердца ансамбль «Лилея»

Добавлено 16 декабря 2019 nngk.pr

Евгений Брахман (фортепиано), Нижегородская консерватория

Впервые в рамках международного сотрудничества 12 декабря на сцене Большого зала Нижегородской консерватории выступил белорусский ансамбль цимбалистов «Лилея».

Обмен творческим опытом начался еще в марте 2019 года — тогда в Белорусской государственной академии дали концерт и мастер-класс наши ведущие педагоги и исполнители — ректор консерватории, профессор Юрий Гуревич (баян) и заведующий кафедрой специального фортепиано, профессор Евгений Брахман (фортепиано). Следующим важным этапом развития и укрепления партнерства стал обмен художественными коллективами. И первым с визитом в Нижегородскую консерваторию прибыл ансамбль «Лилея» под руководством народного артиста Беларуси Евгения Гладкова. С ответным концертом в Белорусскую академию весной 2020 года в рамках хорового пасхального фестиваля отправится Хор студентов нашей консерватории под руководством профессора Бориса Маркуса. Такое новое музыкальное содружество стран не только расширяет контакты консерватории на международном уровне, но и позволяет слушателем познакомиться с новым для них инструментом и видом ансамблевого искусства.

Студенческий ансамбль «Лилея» — лауреат международных конкурсов и фестивалей, и, несмотря на трудность поддержания в концертном режиме такого состава из-за постоянной смены участников, коллектив находится в безупречной форме. Ансамбль цимбалистов выступал во многих городах Беларуси, России и зарубежья. Творческим вдохновителем и бессменным его руководителем является профессор Евгений Гладков — известный белорусский цимбалист, заведующий кафедрой струнных народных щипково-ударных инструментов Белорусской государственной академии музыки и председатель ассоциации белорусских цимбалистов. Существование ансамбля и его успешная концертная деятельность сподвигли другие музыкальный заведения республики на создание собственных коллективов и продвижение цимбального искусства во всей стране.

Как рассказал на творческой встрече руководитель коллектива, подобрать концертную программу для такого самобытного коллектива нелегко. Цимбалы — многострунный инструмент, который в разных модификациях распространен во многих странах — от Америки до России. У него необычный специфический звук, а добиться высокого качества исполнения могут только настоящие виртуозы. В репертуаре ансамбля важное место занимает белорусская народная музыка, что подчеркивает его национальное происхождение, имеет воспитательное и просветительское значение. Многие современные композиторы (Леонид Малиновский, Владимир Курьян, Виктор Малых), вдохновившись исполнением ансамбля, пишут произведения специально для него. Конечно, основной репертуар составляют переложения — их музыкальный спектр охватывает различные жанры и направления — от Вивальди до современных джазовых обработок.

Программа концерта представляла собой музыкальный калейдоскоп, который включал в себя уже знакомые слушателям классические произведения, а также знакомил с творчеством современных белорусских композиторов. Условно все исполненные номера можно было разделить на классические и современные. Начинался концерт с классического направления — «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта была исполнена ансамблем невероятно виртуозно. Казалось, что всем известная музыка приобретала новый смысл — музыкальный стиль западноевропейского композитора заиграл народными красками. Мастерство кантилены, которые является своеобразным преодолением ударно-щипковой природы инструмента, исполнители продемонстрировали в «Ave Maria» Ф. Шуберта. Здесь ансамбль звучал как высококлассный хор.

Современная музыка была представлена целыми театрально-музыкальными композициями. В сцене, написанной белорусским композитором В. Курьяном по мотивам произведения Ильфа и Петрова «12 стульев», был обыгран прием единовременной игры. Солист, заслуженный артист республики Беларусь Евгений Гладков, отыгрывая свою роль, подсаживался к участницам ансамбля, и на одном инструменте они начинали создавать различные музыкальные образы — то спор, то любезный диалог, то искрящуюся блеском неожиданную шутку. Поразила степень творческого единения руководителя и студентов — казалось, что сложную партитуру исполняет один человек. В продолжение театральной темы была исполнена звукоизобразительная сцена «Галоп. Петушиные бои». Инструмент, который показал нам глубину кантилены и блеск виртуозности, зазвучал как настоящий птичий двор. Такое умение цимбал перевоплощаться восхищало!

В завершении концерта прозвучали эстрадные песни: джазовый «Мадрид» Р. Сандовала, по-юношески энергичный и безудержный рок-н-ролл Л. Малиновского и проникновенное прочтение романса «Зорка Венера» в переложении А. Цыганкова создавали атмосферу праздника, объединившего не только творческие коллективы, но и всех слушателей в зале. А переложение песни «Бывайте здоровы!» В. Гурьяна стало гимном прошедшего вечера — каждый слушатель почувствовал трепетное отношение музыкантов к самому инструменту и желание рассказать о своей любви всему миру. Название ансамбля стало символичным, ведь «Лилея» вызывает ассоциации со словом лелеять — то есть любить. Так нижегородский слушатель влюбился в этот блестящий творческий коллектив.

Материал подготовлен студенткой

кафедры музыкальной журналистики ННГК

Анной Изергиной

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору