Роман Моисеев: «Высшее предназначение культуры — объединять!»

Добавлено 12 апреля 2022 Musician

Донецкая государственная академическая филармония, Московская академическая филармония, Роман Моисеев (дирижер), Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории

(Полная литературная версия интервью Романа Моисеева Первому Республиканскому Телеканалу)

Приветствую Вас, дорогие жители Донбасса. Благодарю за предоставленную возможность говорить с вами не только языком музыки со сцены гостеприимного концертного зала Донецкой филармонии.

Прежде всего позвольте выразить соболезнования семьям погибших и высказать поддержку мужественным жителям Донбасса. Пользуясь случаем, хочу передать привет от Российских музыкантов. От тех, кто разделяет нашу общую тревогу и понимает истинную причину происходящего сегодня на Донбассе. 8 лет люди жили, воевали, ждали, терпели. Но никогда не боялись, демонстрируя беспримерный героизм. В непростое для всех нас время давайте думать о грядущем мире. И мы конечно верим, что он настанет.


Классическая музыка Донецка имеет славные традиции. Замечательный Театр оперы и балета имени Соловьяненко или Донбасс опера, Филармония с ее коллективами и симфоническим оркестром, Музыкальная академия…

Когда мне поступило приглашение приехать на гастроли в Донецк, я ни минуты не сомневался в том, что должен ехать… Несмотря на то, что город обстреливается и идут боевые действия… Мы предварительно согласовали удобное время. 24 ноября 2018 года состоялся концерт в Донецкой филармонии. Я был представлен Министру культуры ДНР Михаилу Желтякову, который вместе с директором филармонии Александром Парецким присутствовал на том концерте.

В свой первый приезд, стараясь как бы следовать внутреннему голосу, я предложил оркестру никогда не исполнявшуюся в Донецке Шестую симфонию Антона Брукнера, горячо любимого мною австрийского композитора. А в очередной приезд в октябре 2021 года, уже хорошо зная возможности оркестра, представил публике одно из величайших и масштабных сочинений Петра Ильича Чайковского — Симфонию «Манфред».

Часто бывая на гастролях, для меня уже стало традицией: знакомиться с историей городов и их достопримечательностями. В Донецке я побывал в Храме Петра и Февронии, у памятника Иосифу Кобзону, который, кстати, певец сам себе установил при жизни еще в 2003 году. Посетил оперный театр и его спектакли. Вот только еще не успел дойти до Музыкальной академии. Осталось сильное впечатление от Мемориала «Освободителям Донбасса», хранящего память о победе нашего многонационального народа над фашизмом в Великой Отечественной Войне.

Решение Президента Р Ф о признании ДНР и ЛНР и о начале спецоперации по обеспечению мира в этих регионах породило некую турбулентность в среде деятелей культуры. Не хотелось бы излишне углубляться в эту тему… В конечном счёте, каждый человек, будь то артист, художник, музыкант, дирижёр, танцор имеет право выбора. Однако, полагаю, что
главное и незыблемое право гражданина в судьбоносные моменты истории оставаться вместе со своим Отечеством.
С сожалением приходится констатировать отмены международных проектов, а в некоторых странах — появившиеся тенденции не исполнять русских композиторов… Но обратимся к истории. Моцарт и Бетховен, Дворжак и Лист, Чайковский и Шостакович, Сибелиус и Бизе, Вивальди и Пуччини, Бернстайн и Шопен, Достоевский и Шекспир… Произведения этих и множества других авторов — не только достояние отдельных стран и народов. Все мы наконец должны понять, что классическая музыка, литература и искусство интернациональны и не имеют границ. Их высшее предназначение — объединять! Народы, исполнителей, слушателей, читателей… И мы надеемся, что здравый смысл в скором времени обязательно восторжествует.

Симфонический оркестр — большой и сложно устроенный организм. Находясь в условиях практического выживания, Донецкий академический симфонический оркестр по прежнему в превосходной форме. Об этом говорит не только высокий профессиональный уровень каждого из музыкантов, но и огромная репертуарная универсальность. Исполнение симфонических полотен таких мировых гигантов, как Чайковский, Брукнер, Скрябин, Малер, Р. Штраус, Рахманинов без преувеличения по силам лишь оркестрам высочайшего класса, которым сегодня является коллектив филармонии. Теперь было бы не плохо возродить традиции участия в симфонических концертах хоровых коллективов, тем самым значительно расширив концертный репертуар.

Музыканты и филармонический оркестр со славной историей достойно несут имя своего земляка, выдающегося композитора Сергея Прокофьева, выполняя гуманитарную миссию лидера музыкальной культуры Донбасса, а Донецкая филармония бережно хранит уникальную творческую, уникальную человеческую атмосферу на сцене и в зрительном зале. Я чувствовал это просто проходя по зданию филармонии, разговаривая с работниками, репетируя, непосредственно общаясь с музыкантами.

Благодаря пониманию руководством признанной республики важности развития культуры, что в конечном итоге является одним из основных показателей самобытности Донбасса, коллективы Донецка продолжают достойно представлять своё искусство на различных площадках. Я с особым вниманием наблюдаю за этим.

В феврале 2019 года состоялись успешные гастроли Донецкого академического симфонического оркестра в Москве. Большой зал консерватории был полон, а оркестр встречен овациями, чему я стал свидетелем. За пультом стоял талантливый Донецкий дирижёр Владимир Заводиленко. Солировали выдающиеся российские музыканты, среди которых профессора Московской консерватории: скрипачка Ирина Бочкова и виолончелист Виктор Симон.

В сентябре 2021 года впервые в эфире «Радио России» в авторской программе Людмилы Осиповой «Серьезная музыка», генеральный директор и художественный руководитель Донецкой филармонии Александр Парецкий рассказал о деятельности филармонии в год ее 90-летия.

Буквально в конце марта 2022 года, уже спустя месяц после начала спецоперации по освобождению Донбасса, балетная труппа Донецкого театра оперы и балета при поддержке Министерства культуры РФ и Росконцерта с большим успехом выступила в пяти городах России.

Начиная с 4 апреля, в рамках акции «Спасибо, ребята!», артисты Донецкой филармонии проводят концерты и собирают гуманитарную помощь для раненых военнослужащих, что на мой взгляд очень важно для поддержки морального духа тех, кто сегодня защищает родную землю и своих близких. Знаменательно и то, что 2 апреля более 70 сотрудников Донецкой филармонии вышли на весенний субботник по благоустройству прилежащей территории.

Донбасс исторически формировался не только как промышленный регион. Он всегда был щедр на таланты и подарил многих выдающихся композиторов, артистов театра и кино, музыкантов. Таковым он был в советское время и остаётся все эти годы, сохраняя свой феноменальный духовный потенциал. Даже несмотря на объективные трудности последних лет, приезжая в Донецк чувствуется теплый человеческий прием, взаимопонимание и особая доброжелательная атмосфера.
Нас объединяет русский язык, общая культура, история. Здесь живут люди-труженики, патриоты своей земли. Сюда хочется возвращаться.
Хотел бы пожелать жителям признанных республик в это историческое время скорейшего завершения военных действий, начала восстановления Донбасса и конечно же — чистого неба и спокойной, размеренной мирной жизни. Как человек искусства, я ни на минуту не сомневаюсь, что Филармония, музыканты оркестров и артисты театров в скором времени обязательно вернутся к привычному творческому процессу. И перед чуткими зрителями Донецка вновь откроются двери в прекрасные концертные залы и театры, в которых всегда были и будут аншлаги.

Роман Моисеев. 06.04.2022

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2022 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору