С.М.Майкапар. Ансамблевое музицирование.

Добавлено 21 января 2021 Mashafortepiano

Мария Вильчур-Старобинец (фортепиано)

Самуил Майкапар в возрасте 6 лет начал заниматься музыкой с Гаэтано Молла. Дальнейшее обучение продолжил в Петербургской консерватории, как пианист и композитор. Параллельно учился в Санкт-Петербургском университете на факультете юриспруденции.

В 1901 году Майкапар основал музыкальную школу в городе Тверь, и руководил ею до 1903 года. В это время он начинает сочинять художественные произведения для детей и юношества.

Самуил Майкапар ощущал необходимость развития у детей ансамблевого исполнительства. Он считал, что именно игра в ансамбле развивает способности юного музыканта. Небольшая цитата самого автора из предисловия: «Когда играешь в ансамбле, все время надо хорошо разбираться, в каких местах на твою долю выпадает аккомпанемент и где наоборот. Ты-главное лицо и должен уметь свою партию выдвинуть на первый план… Согласованность в ритме и умение разбираться, что в музыке главное и что должно этому главному подчиняться. — Все это вместе является причиной, почему аккомпанемент и ансамблевая игра развивают тонкость слуха.»

Многие педагоги рекомендуют играть в ансамблях в более зрелом возрасте, когда у ребёнка поставлена рука, когда рояль по-настоящему «звучит» или, когда ученик может контролировать свои действия за инструментом. Майкапар считал иначе. По его словам, юный музыкант должен музицировать в ансамблях, как можно раньше, и я с ним соглашусь по нескольким причинам.

Во — первых, игра в ансамбле поможет ученику научиться слушать не только себя, но и своего «соседа», будет развиваться организованность над тем, что происходит в произведении. Вспоминаю мои занятия по ансамблю в школе: «Через три такта ты вступаешь, внимательно слушай!» или «Играй в этом месте чуть потише, послушай какая красивая мелодия у первой партии».

Во — вторых, я считаю, что коллективные занятия помогают ученику быстрее что-то усвоить. На примере своих товарищей можно увидеть/услышать различные ошибки. Это поможет маленькому музыканту быстрее понять, что требует педагог. Помимо этого, очень полезно, так же на примере одноклассников, научиться находить и что-то хорошее в исполнении.

В — третьих, многие детки стеснительны, и публичное выступление может оказаться большой сложностью для ребёнка. Одна из главных проблем заключается в том, что юный пианист привыкает из урока в урок играть только педагогу.

На моей практике был интересный случай. Ученик приходит на урок, достаточно уверенно играет свою концертную программу. Я ему говорю: «Теперь давай представим, что мы на концерте. Выступает Иван Иванов, 1 класс». Ученик кланяется, садится за инструмент, но сыграть от волнения уже ничего не может. Сергей Доренский считал, что пианист во время игры в классе должен представлять, как он будет играть на сцене. Но маленький музыкант самостоятельно с этим не справится. То есть ученику нужно, как можно чаще, предоставлять возможность играть публично. Ансамблевое музицирование сможет в этом помочь.

Кроме того, развиваются коммуникативные умения. Дети учатся общаться со своими сверстниками, договариваться, слушать друг друга, и находить компромисс.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2021 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору