Добавлено 24 ноября / 14 Татьяна

понедельник


Москва

24 ноября 2014


Московская академическая филармония

Большой зал Московской консерватории

ул. Большая Никитская, 13

80 лет со дня рождения Шнитке

80 лет со дня рождения Шнитке

Юрий Башмет (альт, дирижер)
Государственный симфонический оркестр
«Новая Россия»

Дирижёр —
Валентин Урюпин

Солисты —
Юрий Башмет (альт)
Виктор Третьяков (скрипка),
Наталья Лихопой (скрипка)

В программе:

А. Шнитке — Moz-Art a’ la Haydn — игра со светом для дирижёра,

двух солистов и двух струнных оркестров

А. Шнитке — «(Не) сон в летнюю ночь» для симфонического оркестра

А. Шнитке — Концерт для альта с оркестром (Посвящается Юрию Башмету)

Ф. Шуберт — Симфония № 8 («Неоконченная»)

24 ноября на сцене Большого зала Консерватории состоится концерт, посвященный 80-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, с именем которого связана целая эпоха в истории отечественной музыки. Музыкальное приношение в день рождения композитора преподнесут музыканты с мировым именем: Юрий Башмет и его Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Виктор Третьяков и Наталья Лихопой. В этот вечер будут звучать сочинения Альфреда Шнитке, а также «Неоконченная» симфония Шуберта.

Альфред Гарриевич Шнитке — знаковая фигура в музыкальном искусстве второй половины ХХ века. В его музыке соединились наиболее важные тенденции композиторского творчества этого времени, она впитала в себя почти всё, чем так богат ХХ век, и этот сплав породил индивидуальный стиль композитора. Его сочинения, воспринимаемые современниками, как животрепещущие, остро отражающие жизненные реалии, не потеряли своей актуальности и спустя десятилетия. Его творчеству присуще внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры.

Творческое наследие Шнитке необычайно многообразно, оно охватывает самые различные жанры. Предпочтение он отдавал крупным жанрам, им было создано 9 симфоний, 6 Concerti grossi, несколько опер и балетов, около 15 концертов для различных составов с оркестром, а также хоровые, оркестровые и камерные сочинения. Кроме этого, им написана музыка более, чем к 60 кинолентам, которая по качеству ничуть не уступает его академическим сочинениям. «Творчество — это беспрерывный экзамен перед собой», — говорил Шнитке, придерживаясь этого принципа в каждом сочинении.

На протяжении жизненного пути композитора менялся его музыкальный язык: от авангардных и экспериментальных сочинений через метод полистилистики до пластического взаимопроникновения, синтеза стилей. Но даже в своих самых прогрессивных опусах Шнитке уделял особое внимание именно слуховому восприятию его музыки, адресованной не только искушенным ценителям, но и любой, готовой к открытиям, публике.

В день 80-летия композитора в Большом зале Консерватории, с которой композитора связывали и годы педагогической работы, и творческая жизнь, прозвучат сочинения, представляющие разные грани гения Шнитке.

Откроет программу Moz-Art a’ la Haydn — игра со светом для дирижёра, двух солистов и двух струнных оркестров. Произведение, по характеристике самого композитора, «музыкальная шутка, юмористический коллаж на музыку Моцарта» — соединение различных моцартовских тем последовательно и в одновременности, создающих вместе веселую неразбериху. Легкость и непринужденность этой музыки прекрасно воплотят два блистательных солиста — Виктор Третьяков и Наталья Лихопой. Их искусство отличает элегантность, изящество и вкус, а также глубокое проникновение в стиль композитора.

Увертюра «(Не) сон в летнюю ночь» для симфонического оркестра — довольно часто исполняемое произведение Шнитке. Названием сочинения является каламбур, возникающий, если на немецком к названию комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» /Еin Sommernachtstraum/ добавить букву /(К)ein Sommernachtstraum/, означающей отрицание. Название определило и замысел произведения: композитор в нём нарочито использует клише классической музыки и здесь же демонстрирует штампы её восприятия, усиливая сатиричное и даже гротесковое звучание.

Совершенно в противоположном ключе написан «Концерт для альта с оркестром», посвященный Юрию Башмету. Возможно, это самое трагическое произведение Шнитке. В основе его находится медитативно-конфликтная драматургия, выстроенная по принципу усиления трагизма, апогей которого наступает в заключительном разделе (коде), где медитативный хорал превращается в траурное шествие, а монолог альта на фоне «погребального» колокольного звона воспринимается как «надгробный плач». Кроме посвящения этого концерта Юрию Башмету, композитор зашифровал фамилию альтиста в партитуре, тем самым увековечив имя феноменального музыканта.

В программе вечера также прозвучит «Неоконченная симфония» Франца Шуберта, как символ того, что главная симфония жизни Шнитке — его музыка, намного опередившая время, — остается живой и словно бы продолжает сочиняться уже нами, слушателями и исполнителями, — в настоящем.

Начало концерта в 19:00

vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. Екатерина Москва, 24 ноября 2014:

    Потрясающий концерт. Слушала вчера в концертном зале МГУ Главного здания в программе "Ректор приглашает". Спасибо артистам и ректору!

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору