Добавлено 30 июня / 14 Пресс-служба СПДМ

понедельник


Санкт-Петербург

30 июня 2014


Санкт-Петербургский Дом музыки

Английский зал Дома Музыки

набережная реки Мойки, дом 122

Чайковский и Култышев: Санкт-Петербургский Дом музыки закрывает сезон

Чайковский и Култышев: Санкт-Петербургский Дом музыки закрывает сезон

Мирослав Култышев (фортепиано)

30 июня, в понедельник, в 20.00 Санкт-Петербургский Дом музыки (наб. Мойки, 122) приглашает на заключительный концерт восьмого сезона. С сольной программой в этот вечер выступит блистательный петербургский пианист, покоряющий лучшие концертные площадки России и мира, победитель конкурса им. Чайковского (Москва, 2007) и международного конкурса Монте-Карло (Монако, 2012) Мирослав Култышев. Он представит фортепианные шедевры Петра Ильича Чайковского.

Всеми любимый цикл «Времена года» состоит из 12-ти характеристических картин — месяцев года, раскрывающих душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего Здесь поэтичные образы русской природы, и волшебство петербургских белых ночей, и неповторимый колорит национальных традиций в «Масленице», «Охоте», «На тройке». Всем пьесам цикла композитор предпослал эпиграфы из известных стихотворений Пушкина, Некрасова, Фета, Майкова, Кольцова.

Продолжит концерт Большая Соната. написанная в одно время с «Временами года» — одно из самых масштабных фортепианных сочинений композитора. Посвященное современнику Чайковского, известному немецкому пианисту Карлу Клиндворту, произведение сочетает в себе сдержанность и романтизм, глубокое переживание и тонкую лирику, отличается «многослойностью» и сложностью драматургического решения.

Аудитория 12+.
Обувь на шпильках, объемные сумки, фото- и видеосъемка запрещены.
Подробная информация на сайте www.spdm.ru
Справки и аккредитации по телефону: (812)702-60-96

В концерте прозвучат фортепианные сочинения П. И. Чайковского, объединенные одним опусом 37. Известный фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был заказан композитору в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, с которым сотрудничал Чайковский. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы.

Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. Композитор в передаче образов природы и человеческих ощущений использует различные художественные приемы. В »Песне жаворонка», например, введены звукоподражательные форшлаги, передающие птичий щебет; образ цветка в »Подснежнике» передается легким вальсовым ритмом; тонкие колористические приемы призваны передать необычность состояния в пьесе «Белые ночи»; картинность «Баркаролы» создается почти зримыми звуковыми образами; элегичность «Осенней песни» словно раскрывает особую красоту золотой русской осени. Другая группа пьес — это яркие жанровые зарисовки, среди которых представлена буйная «Масленица», удалая «Песня косаря», энергичная «Жатва», динамичная «Охота». Картинность и в то же время высокая духовность звучания отмечается в пьесе «На тройке», а обрамляется цикл январской сценкой «У камелька» и праздничной картинкой «Святки».

1. «У камелька». Январь:

«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.»

А. С. Пушкин.

2. «Масленица». Февраль:

«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.»

П. А. Вяземский.

3. «Песнь жаворонка». Март:

«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны»

А. Н. Майков.

4. «Подснежник». Апрель:

«Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином…»

А. Н. Майков.

5. «Белые ночи». Май:

«Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!»

А. А. Фет.

6. «Баркарола». Июнь:

«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять»

А. Н. Плещеев.

7. «Песнь косаря». Июль:

«Раззудись, плечо! Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!»

А. В. Кольцов.

8. «Жатва». Август:

«Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.»

А. В. Кольцов.

9. «Охота». Сентябрь:

«Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.»

А. С. Пушкин.

10. «Осенняя песнь». Октябрь:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят…»

А. К. Толстой.

11. «На тройке». Ноябрь:

«Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.»

Н. А. Некрасов.

12. «Святки». Декабрь:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.»

В. А. Жуковский

Одно из немногих крупных фортепианных сочинений — Большая соната ор. 37 была написана П. И. Чайковским в 1878 году и посвящена немецкому пианисту Карлу Клиндворту, который в 1868–1881 годах был профессором по классу фортепиано в Московской консерватории, и с Чайковским его связывали профессиональные отношения. Клиндворт был автором переложений для фортепиано произведений русских композиторов, в том числе Испанских увертюр М. И. Глинки.

Соната не входила в число любимых композитором сочинений, несмотря на успешность ее приема исполнителями и публикой. В одном из писем к Н. Ф. фон Мекк Чайковский отмечал: «Соната моя, может быть, небезынтересна, но это во всяком случае одно из мало любимых мною детищ моих». Несмотря на это, Соната остается одним из наиболее значительных инструментальных сочинений: масштабная по форме, концертная по типу звучания, она раскрывает романтическое, во многом «шумановское» начало в творчестве Чайковского. Первая часть (Moderato e risoluto), словно продолжающая традиции любимого немецкого композитора, построена на контрасте мужественного, почти флорестановского образа главной партии и мечтательной лирики побочной партии. Вторая часть (Andante ma non troppo quasi moderatо) написана в трехчастной форме, где крайние части характеризуются Б. В. Асафьевым как «скорбная дума», как «стон и мольба о покое и забвении», а средняя выступает как элемент успокоения и просветленности. Скерцо, которое включено композитором в качестве третьей части (Allegro giocoso), оправдывает свое «шутливое» название, здесь композитор применяет остроумные ритмические приемы. Финал (Allegro vivace) — яркая инструментальная пьеса, засталяющая забыть о драматизме первых частей Сонаты. Строгость композиции и оправданность ее драматургического решения делают сочинение Чайковского одним из лучших образцов русской фортепианной сонаты.

Начало концерта в 20:00

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору