Добавлено 17 января / 13

пятница


Москва

25 января 2013


ММДМ

Камерный зал ММДМ

Космодамианская набережная, дом 52, строение 8

«Иллюзии французского барокко»

«Иллюзии французского барокко»

Оркестр Pratum Integrum
художественный руководитель — Павел Сербин
концертмейстер — Сергей Фильченко

В пятницу 25 января 2013 года в Камерном зале ММДМ оркестр Pratum Integrum (художественный руководитель — Павел Сербин, концертмейстер — Сергей Фильченко) даст концерт из серии «Иллюзии французского барокко».

На сей раз в центре внимания будут два композитора: Жан Фери Ребель, прославившийся как автор так называемых «хореографических симфоний» (то есть, первых балетов без пения), и Жан Мари Леклер, вошедший в историю как основоположник французской скрипичной школы. Также прозвучат инструментальные номера из музыкальной трагедии Рамо «Дардан» и пьесы Жозефа Николя Панкраса Руайе (один из наиболее влиятельных французских музыкантов этого времени, он учил музыке детей Людовика XV и был блистательным соперником Рамо в Парижской опере).

В программе:
Жан Фери Ребель (1666–1747)
«Стихии», новая симфония

Жан Мари Леклер (1697–1764)
Концерт до мажор для скрипки с оркестром op.7 № 3. Первое исполнение в России
Солист — Сергей Фильченко

Сюита из оперы «Сцилла и Главк». Первое исполнение в России

Французская музыка времен Людовика XV не может не привлекать: богатая оркестровка, множество украшений, смелая гармония и яркие образы (часто аллегоричные, но при этом очень конкретные, детально выписанные), — и вот создается стиль, узнаваемый с первых тактов, но весьма трудный и для подражания, и для исполнения. Первый концерт под названием «Иллюзии французского барокко» Pratum Integrum дал в 2004 году, и тогда же было принято решение сделать «Иллюзии» ежегодными. Каждый раз оркестр выбирает новую (или частично новую) программу, куда могут войти как Рамо и Люлли, так и композиторы, которых играют гораздо реже (Мондонвиль, Монтеклер, Маре, Гиймен, Руайе, Клерамбо, — кого только не было в числе исполняемых авторов). Постепенно, благодаря освоению такого репертуара и выступлениям с известными французскими музыкантами — Кристофом Руссе, Дамьеном Гийоном, Мирей Деленш, — у оркестра сложилась своя манера исполнения этой музыки и свои предпочтения. Нам приятно заметить, что диск сочинений Жана Фери Ребеля, который оркестр записал на лейбле Caro Mitis, получил оценку «пять камертонов» от критиков престижного французского журнала Diapason.

Жан Фери Ребель был сыном музыканта, рос при французском дворе, учился у Люлли и со временем занял несколько должностей: он играл и в оперном оркестре, и в знаменитом ансамбле «24 скрипки короля», был придворным композитором камерной музыки. Трудно сказать, что навело его на мысль создать, вопреки французской традиции, балеты без вокальных номеров, но его «хореографические симфонии» пользовались большим успехом в Версале и имели статус элитарных сочинений. Их танцевали лучшие балерины того времени (например, знаменитая Франсуаза Прево), им подражали, на них писали куплеты, а отдельные номера перекладывали для разных инструментов. Ребель начал сочинять их в зрелые годы, а «Стихии», едва ли не лучшее свое творение, создал, уже отметив семидесятилетие, в 1737—1738 гг.

«Стихии» — миниатюрный балет, в галантной аллегорической манере повествующий о том, как из предвечного хаоса появились земля, вода, огонь и воздух. Готовя произведение к изданию, Ребель снабдил его предисловием, в котором есть замечательные пояснения: «Бас изображает [появление] Земли: длинные ноты нужно играть резко и судорожно. Мотивы флейт, поднимаясь и спускаясь, имитируют журчание Воды. Воздух изображен долгими звуками, за которыми следуют каденции у малых флейт. Наконец, скрипки быстрыми и блестящими пассажами представляют живость Огня». Однако самое необычное в этой космогонии — пьеса «Хаос», которая предваряет симфонию: Ребель, показывая слитые воедино стихии, соединяет в одном аккорде «все ноты Октавы». Считается, что это — первый кластер в истории европейской музыки. «Стихии» можно играть и камерным составом, и большим оркестром — с флейтами, гобоями, фаготами, валторнами и трубами. Именно так, в полную силу, эта блистательная пьеса будет исполнена на концерте в Доме музыки.
Местоположение:

Начало концерта в 19:00

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору