Добавлено 22 февраля / 16 Уральская консерватория.Концертный отдел

понедельник


Екатеринбург

22 февраля 2016


Уральская консерватория

Большой концертный зал

Концерт фортепианной музыки

Концерт фортепианной музыки

Впервые в Екатеринбурге!
Валентина Лисица-
американская классическая пианистка украинского происхождения

Просто наблюдая за движениями рук Валентины, как они или «проносятся галопом» по клавиатуре, или нежно ласкают ее, как новорожденного младенца, наступает необъяснимый душевный подъем и чувство наполнения чем-то чудесным и гармоничным.

Белокурая, красивая, с античным профилем, умеющая талантливо возрождать музыкальные шедевры из прошлого, преподнося их с такой глубиной и трепетом — это Валентина Лисица. Своим исполнением она дотрагивается до глубины сердца, ее игра может растопить лед.

Жизнерадостная пианистка родилась в Киеве и начала играть на фортепиано в три года, чтобы уже через год исполнить свой первый сольный концерт.

Жизнерадостная пианистка родилась в Киеве и начала играть на фортепиано в три года, чтобы уже через год исполнить свой первый сольный концерт.

Несмотря на свою раннюю склонность к музыке, ее детская мечта была стать профессиональной шахматисткой. В детстве девочка посещала Киевскую среднюю специальную музыкальную школу имени Лысенко, позже вместе со своим будущим мужем, Алексеем Кузнецовым, обучалась у Людмилы Цвирко в Киевской консерватории. В 1984 году в дуэте со скрипачкой Татьяной Полячек Лисица выиграла юношеский конкурс исполнителей «Концертино Прага». В 1991 году Лисица и Кузнецов выиграли первый приз престижного международного конкурса фортепианных дуэтов Dranoff International Two Piano Competition, что позволило им переехать в США, чтобы продолжить свои карьеры концертных пианистов и в 1995 году дебютировать на нью-йоркском фестивале Mostly Mozart Festival в Линкольн-центре.

Когда Валентину спросили, откуда у нее такая чуткость к ритму, она пошутила, что это от кофе из «Старбаркс». Несмотря на долгое проживание за границей, Валентина говорит, что не потеряла свой восточно-европейский акцент. Сама считает себя американской пианисткой. В 3 года и 8 месяцев, Валентина нашла книгу об аккордах и нотах и выучила их, и начала играть небольшие произведения из книги. Пианистка с юмором рассказывает о том, как ее доброжелательные родители, желавшие предоставить дочери лучшее образование, привели ее балетную школу, к очень известному балетмейстеру. Посмотрев на девочку, представитель комиссии сказала: «Балет? Посмотрите, какая она толстая и высокая, ее партнеру придется волочить ее по полу…» Маленькая девочка стояла с носками ног, повернутыми внутрь, краснея от смущения. Домой она уже возвращалась с развернутыми носками. Это был конец ее балетной карьеры. Те, кто слышал виртуозную игру этой пианистки, согласятся, что в одном ее мизинце, столько грации, какой не каждая балерина может похвалиться.

В детстве маленькая Валя любила лошадей, но родители не разрешали ей к ним подходить, поэтому она представляла, что одна рука была черным конем, а другая конём в яблоках и так эти «кони» «скакали» и девочка тренировала пальцы. С музыкальными учителями отношения были напряженными, так как согласно пианистке, их цель была научить их выигрывать медали, будто это было соревнование, а саму Валю в музыке привлекала именно музыка.

О любви к шахматам, Валентина рассказывает, что в детстве ее поразил матч Карпова с Каспаровым, особенно тот момент, когда из почти безвыигрышной ситуации один из них выиграл. Но когда девочка подросла, она начала замечать в себе трансформацию от человека борющегося и соревнующегося, к более чувствительному. Ее шахматный слон вдруг решал влюбляться в ферзя, и тогда она поняла, что шахматы не для нее, в конце концов, игра — это просто игра. О себе пианистка рассказывает, что у нее хорошая визуальная память и такая фотографическая память помогает и вредит, потому, что если случайно попадается другое издание нот, то уже ничего нельзя найти. Валентина говорит, что ее техника необычная, и она не научилась ей у кого-либо, и ее учителя всё время упрекали ее в этом, так как это не соответствовало традиционной форме игры на фортепиано.

Валентина показывая свои руки, шутит, говоря что ее руки похожи на руки Шварцнейгера, с развитыми мускулами от многих лет игры. Путь они не выглядят особо «женственными», но они безупречно выполняют свою работу виртуозного исполнения музыкальных шедевров. Пианистка не относит себя к какой бы то ни было школе игры, ни русской, ни американской, и говорит, что ей не нравится когда ее пытаются «отнести» к какой-либо школе. Валентина говорит, что ее планы на будущее — это выучить все 32 сонаты Бетховена, и что не многие пианисты на это способны, а из тех, кто взялись за это, некоторые «улетели в космос», и что это отличный клуб членом которого стоит быть, опять шутит пианистка. На вопрос, хотела бы Валентина давать уроки музыки, она смеясь своим заразительным смехом ответила, что нет и надеется, что ей никогда не придется учить.

Валентине нравится играть на любой сцене, но предпочтение отдается залам с историей, где ступали и исполняли великие предшественники. Валентина рассказывает, что она долгое время не любила Рахманинова, его произведения казались ей слишком эмоциональными и «голливудскими», но когда она отбросила этот стереотип, то Рахманинов стал одним из ее любимых композиторов. Конечно, самый любимым композитором, по ее словам, остается Моцарт.

В одном из интервью, Валентина поделилась, что из-за того, что люди не верили, что кто-то может действительно так «быстро» играть, она решила снять на видео и выложить на ютуб свою игру. Но уже на ютуб, были такие, которые писали, что так невозможно играть и что видео просто с ускоренной перемоткой вперёд. Однажды, в течение недели в ее студии была установлена камера, снимающая 24 часа в сутки. Валентина говорит, что ей не верили, что можно действительно репетировать 12–14 часов в сутки, как она заявляла, и съемки послужили тому доказательством. Она шутя сказала, что надеялась, что эти съёмки побудят учеников больше тренировать, а вместо этого они сидели и смотрели на съемки.

Концертная деятельность

В концертном сезоне 2008–2009 Лисица дала более восьмидесяти концертов с такими именитыми составами, как Симфонический оркестр штата Сан-Паулу, Новозеландский симфонический оркестр, Варшавский филармонический оркестр, Пражский камерный оркестр, а также исполнила несколько камерных дуэтов, среди которых выступления с американским виолончелистом Линном Харреллом, американским скрипачом Джимми Лином, американским альтистом Роберто Диасом, британской скрипачкой Идой Гендель. Самым важным сотрудничеством, по словам самой пианистки, был дуэт с американской скрипачкой Хилари Хан. О популярности Лисицы у публики говорят выступления в таких залах, как Карнеги Холл и Эвери Фишер Холл (Нью-Йорк, США), «Консертгебау» (Амстердам, Нидерланды) и Большой концертный зал Венского музыкального общества («Wiener Musikverein»). Концертный репертуар пианистки насчитывает более сорока произведений, в том числе все концерты Людвига ван Бетховена и Сергея Васильевича Рахманинова, оба концерта Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и единственный концерт Эдварда Грига.

Валентина записала 8 CD и самостоятельно выпустила 3 DVD, в том числе набор бестселлер из 24 этюдов Шопена. Релиз ее нового долгожданного CD запланирован на конец этого сезона. Ее предпочитаемая марка фортепиано это Bosendorfer, в частности, флагманская императорская модель. Она считает, неповторимый звук этого пианино идеально подходит для ее артистизма и техники.

Начало концерта в 19:00

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору