Предстоящие мероприятия

Белгород, Губкин, Старый Оскол
декабрь 2016









Белгород
7 января 2017

Читайте на эту же тему




6-й сезон в Органном зале филармонии открыт!

Добавлено 16 сентября 2016 Тимур Халиуллин

Белгородская филармония, Наталья Гирявенко, Евгений Григорьев (бас, баритон), Галина Зольникова (сопрано), Владимир Исаев (фортепиано), Камерный оркестр Mezzo music, Камерный хор Белгородской филармонии, Сергей Коваленко (ударные), Органный зал Белгородской филармонии, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Олег Шейна (виолончель), Евгения Кривицкая (орган)

Первый концерт нового творческого сезона состоялся 15 сентября. В его программе приняли участие Тимур Халиуллин (орган, фортепиано), камерный хор (главный дирижёр Елена Алексеева), камерный оркестр «Mezzo music» Натальи Боровик, Владимир Исаев (фортепиано) и Сергей Коваленко (ударные).

Глядя на публику, деловито и привычно заполнявшую места в Органном зале, невольно подумалось, что здесь уже шестой год собираются люди, по-настоящему понимающие и любящие «короля инструментов» и тех филармонических артистов, имена которых сегодня неотделимы от царственно-притягательной сине-бело-золотой красоты Органного зала БГФ.

В первую очередь, это Тимур Халиуллин, который в концерте открытия 6-го сезона, концерте, «полном премьер» (как отметила ведущая Наталья Гирявенко), выступил сразу в нескольких ипостасях — как органист, пианист и композитор.

Подобранная им «свита короля» была, как обычно, красочно-разнообразной, но при этом отнюдь не пёстрой. Её единство создавалось плавной временной дугой, начинаясь в первой половине XVIII века органной классикой (И. С. Бах — Прелюдия и фуга До-мажор BWV 545) и заканчиваясь впитавшей всю эмоциональную роскошь романтизма неоклассической Сюитой для оркестра с органом Соль-мажор (1905) итальянца Отторино Респиги.

«Мини-программа» для органа соло в исполнении Тимура Халиуллина состояла из вышеупомянутой Прелюдии и фуги До-мажор И. С. Баха, Токкаты си-минор Эжена Жигу и Токкаты для педали соло Тимура Халиуллина. Премьерным было исполнение виртуозной Токкаты выдающегося французского композитора, педагога и органиста конца XIX века Э. Жигу, который воспитал плеяду не менее известных французских композиторов и органистов, в числе которых — Леон Боэльмпн, Габриэль Форе, Альбер Руссель.

Эта сольная органная «мини-программа» также очерчивала широкую дугу времени существования органного искусства — от торжественного величия музыки Баха, через мелодизм и живописную красочность Токкаты Э.Жигу до чуткого вслушивания в болевые точки нашей жизни в пьесе нашего современника Тимура Халиуллина.

Нелишне напомнить, что магистерская диссертация Тимура Халиуллина, написанная под руководством доктора искусствоведения, заведующего кафедрой органа, клавира и карильона факультета искусств Санкт-Петербургского университета Алексея Панова, была посвящена исследованию выразительных возможностей педали в органной музыке.

В Токкате Тимура Халиуллина сумеречные, мятущиеся звучания, кульминирующие в злобно-торжествующих фанфарах, сменяются робкой попыткой пасторали (средняя часть), которую сметает новый, но в этот раз окончательно утверждающийся натиск зла. «Урбанистический апокалипсис» — так определил образный строй своего сочинения автор.

Несомненные художественные достоинства этого сочинения получили признание — «Токката для педали соло» белгородского органиста недавно была опубликована в специализированном журнале «Орган», издаваемом московской органисткой, музыковедом и издателем, главным редактором популярного журнала «Музыкальная жизнь» Евгенией Кривицкой. Это первое опубликованное произведение Т. Халиуллина, с чем мы его искренне поздравляем.

Ошеломляющая подчас виртуозность и возносящаяся на вершины экзальтации лирика — так можно суммировать переходящие от одного полюса к другому слушательские впечатления от этого концерта.

Если к первому полюсу впечатлений относится исполненный пианистом Тимуром Халиуллиным (Т. Халиуллин окончил Санкт-Петербургскую консерваторию как пианист у Л. Ф. Тамулевича) этюд № 8 «Дикая охота Ф. Листа (из сборника «Этюды высшего исполнительского мастерства»), то «Арию» для фортепиано (Владимир Исаев), органа (Тимур Халиуллин) и ударных (Сергей Коваленко) Вадима Бибергана (р.1937) и «Прелюдию, фугу и вариацию» си-минор для органа и фортепиано следует отнести ко второму.

Развивающаяся от приглушённой тихой грусти до предельно экстатического выражения страсти «Ария» своей кинематографичностью заставляет вспомнить, что петербуржец Вадим Биберган — автор музыки более чем к 70 кинофильмам, в том числе к популярным фильмам Глеба Панфилова «В огне брода нет», «Начало», «Васса» и др.

Глубоким лирическим переживанием отмечено другое премьерное исполнение сочинения выдающегося французского позднеромантического композитора Сезара Франка (1821–1890) «Прелюдия, фуга и вариация» си-минор ор.18 для органа и фортепиано (в оригинале — для фисгармонии и фортепиано).

Инициатива исполнения этого малоизвестного и редко звучащего сочинения Франка принадлежит молодому пианисту Владимиру Исаеву, выступающему в БГФ с 2012 г. Это сочинение С. Франка относится к раннему периоду и входит в цикл «6 пьес для большого органа», написанный в 1860–62 гг.

Цикл в исполнении автора в 1866 г. был удостоен восторженного отзыва Ф. Листа. Музыка Франка — это простая, мелодичная и задушевная Прелюдия; серьёзная и величавая «баховская» Фуга; и Вариация — варьированное повторение Прелюдии, украшенное мелодическим фигурационным движением, не меняющим её глубоко лирического характера.

В программе, каждый номер которой был рельефно выделен, но имел примерно одинаковую продолжительность, нужно отметить двух «великанов» — три номера из кантаты П. И. Чайковского «Москва» для солистов (Г. Зольникова и Е. Григорьев), хора (дирижёр — Е. Алексеева), органа (Т. Халиуллин), литавры (С.Коваленко) и 4-хчастная Сюита Соль-мажор для органа с оркестром О.Респиги (Т.Халиуллин, камерный оркестр «Mezzo music» под управлением Н. Боровик).

Части торжественной кантаты Чайковского, написанной по случаю коронации Александра III (1881) как нельзя лучше вписались (по выражению Н. Гирявенко) в юбилейный год БГФ. Премьерное же исполнение неоклассической сюиты (1905) О. Респиги вновь напоминало о неподвластных времени и преходящим обстоятельствам неисчерпаемых россыпях сокровищницы музыкальной классики.

Тот факт, что каждая часть Сюиты Респиги сопровождалась аплодисментами (хотя нет сомнений в том, что слушателям знакомо правило не аплодировать между частями цикла) говорит лишь об их глубокой сиюминутной взволнованности божественной красотой классической музыки в столь же прекрасном её исполнении артистами БГФ.

Сезон в Органном зале открыт — добро пожаловать на следующие концерты.

Специально для А-фишки, Нина Синянская

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору