Алексей Набиулин дал единственный концерт в Бишкеке

Добавлено 01 мая 2015

Алексей Набиулин (фортепиано)

Накануне вечером, 29 апреля, любители классической музыки вновь собрались в Большом зале национальной филармонии, где с аншлагом прошел концерт фортепианной и симфонической музыки. На этот раз бишкекчан порадовал один из самых выдающихся пианистов современности Алексей Набиулин, визит которого стал возможен благодаря поддержке общественного фонда «Ренессанс-арт».

Выступление, что стало уже хорошей традицией, открыло молодое поколение отечественных музыкантов. Так, на сцену вышла Жасмин Суютбекова, ученица Центральной детской музыкальной школы имени Шубина. Она исполнила пьесу из собрания сочинений Сергея Рахманинова «Прелюдии» в до-диез минор. Ту самую, что принадлежит к числу популярнейших произведений не только самого Рахманинова, но всего репертуара классической музыки.

Тревожный мотив, суровый и похожий на удары колокола скорее ассоциировался с темами рока. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Несколько раз звучит он в виде тяжелого октавного баса, которому отвечают аккорды скорбного характера. Но, тем не менее, вместе они создают гармоническую напряженность и волнуют.

Проводив юную исполнительницу под громкие аплодисменты, публика восторженно встретила главных персон вечера: музыкантов Государственного академического симфонического оркестра имени Асанхана Джумахматова под управлением знаменитого дирижера Рахата Осмоналиева и, конечно, Алексея Набиулина. Вместе они исполнили полонезы Фредерика Шопена. «Фантазию» же публика приняла с особым восторгом. И действительно, можно было почти физически почувствовать этот волшебный, завораживающий и трепетный хрустальный вихрь, ощутить целый водопад звуков.

Второе отделение открыл оркестр, и начал он с Иоганнеса Брамса, музыка которого при жизни вызывала большие споры. Одни считали его «неисправимым ретроградом, плетущимся в хвосте Бетховена и Шумана», другие провозглашали Брамса поборником чистой, непрограммной музыки, истинным наследником немецких музыкальных традиций.О Шопене говорят, что он переносит в пленительный неведомый мир грез. И то же самое можно было сказать о музыкантах, которые в этот вечер дарили его музыку с бишкекской сцены.

Сегодня его «Трагической» увертюре почти 135 лет. Ее считают одним из наиболее чистых примеров брамсовского классицизма. И действительно, в ней оживает характерный трагический строй чувств. И музыканты национального оркестра мастерски отобразили этот героический, даже торжественный пафос и сдержанную суровость, что мелодия на самом деле помогла за несколько минут пережить подлинные моменты драматизма и даже душевного смятения. На то и рассчитана музыка Брамса, который всегда был больше заинтересован вызывать сильные эмоциональные впечатления.

И снова к оркестру присоединился Алексей Набиулин, чтобы исполнить вместе произведение Сергея Рахманинова.

Этого композитора принято считать самой противоречивой натурой XX века. Во многом объясняется это тем, что за весь период творчества в его музыке так и не появилось современных тенденций. Рахманинов всегда оставался верным себе и не поддавался модным веяниям. «Последний романтик» — так называли его музыковеды. И писал он в основном для фортепиано.

С сочинением 18 из культового произведения — второго концерта для фортепиано с оркестром — связана большая личная история композитора. Провал в 1897 году его Первой симфонии сильно отразился на его душевном здоровье. Была и неудачная любовь. Из-за всего этого он долго пребывал в депрессии — почти три года Рахманинов не мог писать. И лишь благодаря гипнотерапевту Николаю Далю снова взялся за творчество. Позже композитор сказал, что именно Даль научил его мужаться и верить. И потому свое сочинение он посвятил этому важному в своей жизни человеку.

Второй концерт стал одним из самых популярных произведений фортепианной литературы и вошел в репертуар ведущих мировых пианистов. И накануне ему еще раз, очень достойно и красиво отдали дань уважения.

На этом, конечно, концерт не закончился — знаменитого пианиста публика еще долго не хотела отпускать. И Набиулин вновь вышел к ней, чтобы исполнить произведение на бис. «Сладкая греза» из «Детского альбома» Петра Чайковского пришлась как нельзя кстати. Мелодия, передающая мечтательное и нежное состояние души, невероятно красиво и тепло завершила этот вечер.

Мария Зозуля
Фото: Марина Сколышева
www.vb.kg

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору