Предстоящие мероприятия








Читайте на эту же тему





Башмет исполнил гимн трем Гарольдам

Добавлено 27 февраля 2016

Антон Прищепа (кларнет, композитор), Никита Мндоянц (композитор, фортепиано), Юрий Башмет (альт, дирижер), Сочинская филармония, Органный зал им. Дебольской в Сочи, Зимний театр в Сочи

Александру Чайковскому — 70: «Каждый композитор должен быть готов встать за пульт»…

Всем кризисам вопреки в Сочи уже девятый раз прошел Зимний фестиваль Юрия Башмета, который — такая уж доля ему выпала — не замыкается местечковыми рамками и не едет накатанными дорожками, но год от года генерирует новые идеи, задавая тон и стиль всей стране. Чего только стоят субфестивальные проекты в виде Школы молодого журналиста или Второго конкурса молодых композиторов, отображающие как лакмусовая бумажка и состояние культурной прессы, и затяжной кризис, связанный с «потреблением» современной музыки: талантливые композиторы есть, но жизненный путь их более чем тернист… Председателем жюри конкурса является народный артист Александр Чайковский, отпраздновавший в Сочи 70-летие, встав за дирижерский пульт в момент исполнения своей симфонии-баллады «Гарольд в России».

Александр Чайковский

— Александр Владимирович, идея Башмета очень интересная — собрать в один концерт трех «Гарольдов»: произведение «И снова Гарольд» Олега Фельзера (скончался в 1998-м), вашу балладу, а также классическую вещь Берлиоза «Гарольд в Италии». Как вы ощущали себя на непривычном месте за пультом перед оркестром «Новая Россия»?

— Конечно, очень волновался. Дирижер — отдельная профессия, огромный коллектив сидит и на тебя смотрит, иногда даже не очень соображаешь — как же правильно нужно сказать, показать. Но когда понимаешь, что музыка пошла, начинаешь получать удовольствие. Это большой кайф. Но не собираюсь этим увлекаться. Может, в каких-то разовых концертах… это же надо тренировать руки, учиться. Нет, я мог бы стать дирижером, если бы занялся этим сорок лет назад. Но… не занялся. Меня выручает только то, что я очень хорошо читаю партитуры. Так что каждый композитор должен уметь выйти в оркестр и на оркестре этом кое-что продемонстрировать, надо владеть элементарными приемами. Это очень полезно, потому что потом будешь более грамотно писать.

— Кстати, и первое среди «Трех Гарольдов» «модернистское» произведение Олега Фельзера было весьма любопытно… не находите?

— Его бы только немножко подсократить в первой части, и оно бы стало еще симпатичнее; его и так, по-моему, чуть сократили.

— А так в принципе можно — корректировать на усмотрение исполнителя?

— Если бы автор был жив, я уверен, он бы согласился. Почему нет? Если есть какие-то длинноты… произведение ведь написано давно, исполняется очень редко. Это Шнитке в свое время порекомендовал Башмету эту вещь.

— Отдельная история — композиторский конкурс. Пятеро финалистов — совершенно профессиональные ребята, их музыка (которую мы слышали) легко может звучать в лучших залах мира. Но… извините, что их ждет?

— Во-первых, хочу сказать, что рождается очень много способных интересных ребят. Как ни странно, многие сегодня хотят писать музыку, хотя изначально понятно, что эта профессия, мягко говоря, мало востребована. А вот что их ждет… вопрос. Современная музыка стоит в мире далеко не на первом месте: публика хочет слушать то, что она знает. И это везде так. А знает она в сравнении с количеством написанного… микроскопическую часть. Но процесс желания писать музыку остановить невозможно!

— Несмотря ни на какие экономические и внутрикультурные реалии?

— Несмотря ни на что. И только благодаря этому искусство развивается и будет развиваться. Это естественное течение жизни. Как люди рожают детей, также люди рождают творчество. И пусть за это не платят (иной раз даже приходится платить самим), пусть публика не хочет этого слушать. Композиторы как писали музыку, так и будут ее писать. Если конкретно… что их ждет? Кто-то принимает активное участие в различных фестивалях в Германии, Голландии etc.

— Кто-то, как Курляндский, аффилируется с драматическим театром, и в этом находит бездну творческих эмоций…

— Совершенно верно; кто-то получает международные премии, какие-то заказы, хотя я не знаю, насколько они позволяют сводить концы с концами, сейчас везде стали плохо платить современным авторам… Или у меня была замечательная ученица Диана Суфиярова, она организовала вместе с мужем центр творческого развития, учит детишек музыке. Кто как.

— То есть самое главное, оставаться в профессии, не уходить, скажем, в бизнес…

— Совершенно верно. К тому из композиторов очень плохие капиталисты, по-другому мозги устроены. Другое дело, что в нашей стране совершенно не развита система небольших провинциальных фестивалей камерной музыки, как это есть, например, во Франции, где их сотни. У нас же тысяча живописных мест, где эти фестивальчики могли бы зародиться, для этого, что важно, есть основа в виде всяческих училищ. Но… они не зарождаются, инфраструктуры нет. Как нет у нас и мощного большого фестиваля современной музыки — с приглашением ведущих оркестров, ведущих композиторов со всей планеты. А это, я считаю, стыдно. А подобный форум очень бы подхлестнул внимание к нашему жанру. Но те же филармонии не в состоянии на себе тянуть фестиваль, потому что, будучи коммерческими предприятиями, они очень рискуют, это, в лучшем случае, выход «по нулям», никакой прибыли. Так что проблемы большие, но главное — талантливая молодежь у нас есть!

— Сейчас в Сочи победили Никита Мндоянц, Екатерина Бузовкина, Антон Прищепа — глоток свежего воздуха…

— Также очень неплох был шотландец Джордж Стивенсон со своими «Проблесками»! Музыка этих ребят, с одной стороны, совершенно зрелая, не студенческая, с другой — она не сектантская, не нарочито авангардная, не агрессивная. Она очень грамотная, хорошо звучит в исполнении ансамбля. Это здорово, что Башмету пришла в голову идея — делать внутри фестиваля Конкурс молодых композиторов. Башмет их видит, узнает для себя новые имена, кто-то ему нравится, начинаются какие-то контакты, концерты…

— Неплохо бы и в Москве дать концерт пяти финалистов…

— Вот мы как раз об этом с ним и говорили: возможно, со следующего года организуем концерт сочинских лауреатов в Москве, в Камерном зале…

— В Европе молодежь с молоком матери впитывает современную музыку — естественно и непринужденно, оркестр играет, художник одновременно отображает на экране визуальные образы, симпатичная ведущая прерывает действо, объясняя — какая группа инструментов вступает, почему это происходит, какова задумка автора (который сидит тут же, среди тинейджеров)… у нас эта ниша провисает.

— Увы, нам очень не хватает новых идей такого вот свободного доверительного общения с публикой — это самое прерывание концерта, о котором вы говорите… Возраст тинейджеров очень провисает — от 13 до 17 лет, они по вкусам своим сразу склоняются к попсе, а если и возвращаются к классической музыке, то только к сорока годам… Очень многое делает в плане доверительной беседы с подростками театр им. Сац, но они едва ли не единственные… Для малышей — много продукции, а для тинейджеров почти ничего нет. И с этим надо как-то работать.

Ян Смирницкий

www.mk.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору