Предстоящие мероприятия











Санкт-Петербург
14 декабря 2016

Санкт-Петербург
23 декабря 2016

Санкт-Петербург
1 февраля 2017

Читайте на эту же тему






Денис Мацуев: Открытые оценки — это фантастика для конкурса Чайковского, это немыслимо, такого еще не было

Добавлено 03 июля 2015

Павел Милюков (скрипка), Валерий Гергиев (дирижер), Денис Мацуев (фортепиано), Дмитрий Маслеев (фортепиано), Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Гайк Казазян (скрипка), Сергей Редькин (фортепиано)

Пианист Денис Мацуев рассказал «Комсомолке», что он думает о нынешнем состязании

Фото: Анатолий ЖДАНОВ
Подвел итоги XV Международный конкурс Чайковского — один из крупнейших на планете. Не обошлось без скандалов и даже пожара.

Жюри, состоящее из легендарных мировых музыкантов, определило победителей в трех инструментальных номинациях (фортепиано, скрипка и виолончель) и двух вокальных (мужское и женское пение). Кроме основных, есть еще спецпризы — например, приз критики, венчающий очень сложную ситуацию на конкурсе. Но об этом — ниже. Сначала представим лауреатов. «Фортепиано» (эта номинация по негласной традиции считается самой главной на конкурсе):

I премия ($30 тыс.) присуждена Дмитрию Маслееву, II премия (и $20 тыс.) поделены между Лукасом Генюшасом (Россия — Литва) и американцем китайского происхождения Джорджем Ли. III премия и 10 тысяч долларов достались россиянам Сергею Редькину и Даниилу Харитонову. IV премию получил неофициальный кумир конкурса француз Люка Дебарг.

«Скрипка»: I премия не досталась никому. II премию получил Цзэнь Юй-Чень из Тайваня. III премия разделена: Гайк Казазян (Россия), Александра Конунова (Молдавия), Павел Милюков (Россия). IV премия у Клары-Джуми Кан (Германия) и Пом Сори Ким (Южная Корея).

Лучшим в категории «Виолончель» назван румынский музыкант Андрей Ионица. Лучшей сольной певицей признана россиянка Юлия Маточкина, а лучшим певцом — Ганбаатар Ариунбатаар из Монголии.

Кто-то из обладателей первых премий получит Гран-при (и получит еще 100 тысяч долларов) — его имя будет объявлено 3 июля в Санкт-Петербурге. В финале традиционно звучит Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Пианист Денис Мацуев, народный артист России, победивший в 1998 году на XI Международном конкурсе Чайковского, а с прошлого конкурса и член жюри, рассказал «Комсомолке», что он думает о нынешнем состязании:

— Утверждаю, что такого конкурса, как Конкурс Чайковского, больше нигде в мире нет. Его смотрели 10 миллионов человек, и наши участники в одночасье стали знамениты на весь мир уже с первого тура — неважно, прошли они дальше или нет. Это феноменальный результат. И наш конкурс стал источником позитивных новостей из России. Он — наше народное достояние, и уровень его запредельный! То, что в «Скрипке» не дали первую премию — это к сожалению, но так получилось. Я уверен, что там никаких закулисных игр не было и в помине. Что касается фортепианной части — тут я знаю все детали, я сам был в жюри и знаю мнение каждого своего коллеги. Более чистого и беспристрастного конкурса нет в мире вообще. В жюри не было ни одного заинтересованного преподавателя, никаких подводных течений, никто никого не тянул. Но конкурс — это не олимпиада, у нас нет минут, секунд, дистанций и дальности прыжка, хотя азарт такой, что и спортсменам не снился. Не было бы возрастных ограничений, я бы и сам, перемахнув барьеры, еще бы раз испытал это ликование. Кстати говоря, у меня была мысль сделать конкурс без возраста, прецеденты в мире есть. Я только что сам был по ту сторону баррикад, а теперь, будучи в жюри, я знаю, как чрезвычайно сложно выбрать, кто победит.

Нужно понимать, что судейство — огромный риск, цена ошибки велика. Но самое важное то, то каждый из финалистов имеет огромные перспективы. И у уже опытных Генюшаса и Редькина, у юного дарования Дани Харитонова, у феноменального виртуоза Джорджа Ли. Они — счастливцы. И конечно, вызывает восторг Люка Дебарг — открытие конкурса, ему бы надо дать отдельную первую премию за второй тур. Его французы отговаривали ехать: ты что, с ума сошел, куда ты лезешь, тебя там дальше порога или отбора никто не пустит. Но он покорил тут всю публику — его дарование огромно. Не только финалисты, но все участники Конкурса Чайковского могут сделать большую карьеру, поэтому обращать, кто какое место занял, не стоит, а говорить кто из них лучше — невозможно. Я всех их люблю — и многих уже пригласил на свои фестивали (У Дениса Мацуева их три — 2 в России и 1 во Франции — прим. КП).

АНАТОМИЯ КОНКУРСА

Нововведения

1. Теперь конкурс Чайковского окончательно поделен между Москвой и Петербургом (куда переехали вокальный и виолончельный конкурсы). Это разделение было инициативой Валерия Гергиева 4 года назад, во время предыдущего конкурса, когда все опасались (впрочем, напрасно), что ремонт Московской консерватории не будет закончен вовремя.

2. Самая прозрачная процедура голосования жюри и обнародования оценок. Гергиев и Мацуев также предложили дать возможность каждому участнику, не прошедшему в следующий тур, пообщаться с жюри. Можно спросить, почему, и получить ответ. Общение с жюри принято на многих конкурсах — у нас это впервые. Это поможет вернуть потускневшую славу и подрастерянный престиж Конкурса имени Чайковского, а подрастерян он был именно из-за вечно бушующих там интриг и фаворитизма, хотя, надо честно сказать, что все международный конкурсы — та еще бойня. «Открытые оценки — это фантастика для конкурса Чайковского, это немыслимо, такого еще не было», — говорит Мацуев.

3. Введено обязательное исполнение музыки Моцарта после второго тура (чтобы это учитывалось в результатах).

Специалисты считают, что «на Моцарте» музыкант раскрывается как на блюдечке. С одной стороны, казалось бы, Моцарт прост на слух, но с другой — именно эта прозрачность невероятно сложна для музыканта.

4. Денис Мацуев предложил возродить традицию идущую от Вана Клиберна (исторически важного первого победителя конкурса) — исполнение двух концертов подряд в финале. Да, говорит Мацуев, это испытание на выдержку, но кто сказал, что музыканту она не нужна?

5. Многие считают, что на конкурсе не хватает камерного тура — его, быть может введут впоследствии.

ПРОБЛЕМЫ

Ближе к завершению конкурса, 30 июня, в Консерватории ночью вспыхнул пожар — в самом центре Москвы на Большой Никитской улице. Причина-либо курение, либо короткое замыкание. Были эвакуированы 35 человек. Горели помещения на втором этаже и частично на третьем — площадь пожара 75 кв. метров. Пожарные прибыли в количестве 90 человек и справились с огнем за 3 часа. Примчался Денис Мацуев, Большой зал консерватории не пострадал, но нервотрепки хватило всем.

Тренд (для нас печальный): 21 век в музыке ознаменован совершенно массовым выходом на первые позиции исполнителей стран Азии. Китайские, японские, тайваньские, корейские музыканты побеждают в конкурсах, концертируют больше других (на лучших сценах Европы 2/3 исполнителей — азиаты). Они действительно великолепны и их успех — более чем заслужен. Они занимаются музыкой совершенно фанатично, их трудолюбие и техника на грани фантастики, их правительства поддерживают развитие культуры очень серьезно, в том числе и финансово. Но вот нюанс: учат иностранных музыкантов наши российские преподаватели, вынужденно меняя свои более чем скромные родные зарплаты на щедрые зарубежные гонорары. Азия не скупится. И с помощью прославленной российской школы готовит этой же школе конкурентов.

СКАНДАЛЫ

Неформатные гении. Например, 24-летний Люка Дебарг, звезда нынешнего состязания. Огромное обаяние, артистизм, чувственность и талант — пианист обзавелся чуть ли не фан-клубом, его обсуждали, спорили, восхищались. «Люка уносит в свой мир от реальности, как большой музыкант. Он не учитывает предпочтения жюри, на конкурсе так нельзя. Он — новое имя в мировой фортепианной школе. Ко многому можно придраться, но Баха и Равеля до Люки так гениально никто не играл. Он к тому же сам композитор!»

Он действительно уникален. Достичь таких высот, начав заниматься музыкой не в четыре-пять, как принято, а в 11 лет — это очень поздно для музыканта. Люка только в 20 лет решил стать профессионалом.

Судьба и жюри к нему развернулась спиной, хотя все ему пророчили Гран-при.

Но все же Дебаргу к скромной 4 премии достался приз критики, к тому же его продвигают на московскую сцену — в декабре в МДМ состоится его концерт. Приз критики ввели официально в 2011 году, из-за аналогичного скандала с пианистом Александром Лубянцевым, которого охотно называли гением, но в финал не пустили из-за «неформатности».

ДОСЛОВНО

«Комсомолка» попросила прокомментировать ситуацию Лену Харакидзян, продюсера плауреата конкурса Лукаса Генюшаса

— В скрипичной номинации произошел возмутительный дележ! То, что первой премии не будет — стало неприятным сюрпризом. Публика молчала, аплодисментов не было. Клара-Джуми Кан расплакалась, узнав о четвертой, утешительной премии. Она и Гайк Казазян заслуживали гораздо большего, и это не только мое мнение. Мы до конкурса знаем отношение членов жюри к основным номинантам. Решающее значение в присуждении премий имеет, кто чей ученик. Учитель, если сам и не сидит в жюри, то имеет там друзей и недругов. Судейство в мужском пении — единственное, с чем все согласны.

Я не совсем согласна с судейством в конкурсной части фортепиано. Я бы за финальное исполнение Лукасом Генюшасом, 2 концерта Чайковского сразу дала бы Гран-при, но вопреки моим ожиданиям не только Гран-при — Лукаса уравняли во второй премии с исполнителем, с которым они совсем не равны.

И НАКОНЕЦ — О ПОБЕДИТЕЛЕ!

То, что музыкальный мир тесен — очень вредит участникам, но кому-то отсутствие «заступников» только помогает. Например, победителю среди пианистов Дмитрию Маслееву. На него никто не ставил, за него никто не бился, он, «этот мальчик из Улан-Удэ», был совершенно никому не знаком — темная лошадка, при том, что он великолепный музыкант. По ходу конкурса он ни разу не выступил плохо и завоевывал новых и новых стронников. И в результате получилась прозрачная ситуация и абсолютно справедливая победа.

СПРАВКА КП

Конкурс Чайковского проводится раз в четыре года, начиная с 1958 года (хотя его история уходит корнями в сталинскую эпоху). Первый конкурс проводится только среди пианистов и скрипачей. В этом году в юбилейном конкурсе приняли участие 228 исполнителей из 34 стран мира. Трансляцию в интернете (medici.tv) смотрели 10 миллионов человек в 147 странах. Неофициальное, кулуарное и ласковое имя конкурса — «Чайник».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Французский с виду, русский он душой

Международный конкурс имени Чайковского — мероприятие, конечно, очень статусное. Но, будем честными, рассчитанное на специфическую аудиторию. Способную по результатам прослушивания одного и того же музыкального произведения испытать либо ярко выраженное желание раздобыть тухлых яиц, либо острый приступ вселенского восторга.

И вот, значит, в этом году ценители классики накупили билетов, пришли в концертный зал, со значением вслушивались в каждую ноту, придирчиво оценивая участников, а в кулуарах обменивались ремарками типа «в этом году уровень особенно высок»

www.kp.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору