Денис Шаповалов: «Концерт на Северном полюсе был опасной авантюрой»

Добавлено 02 октября 2015

Денис Шаповалов (виолончель, дирижер), Сергей Крылов (скрипка), Оркестр духовых инструментов «Сургут Экспресс-Бэнд», Сургутская филармония, Алексей Людевиг (альт)

Интервью с виолончелистом-виртуозом

Фото: Даниил Иванов
В нашем городе стартовал долгожданный международный фестиваль искусств «60 параллель». Открытие XIII творческого сезона пришлось на 1 октября — Всемирный день музыки. Фестиваль, традиционно проводящийся Сургутской филармонией, в этом году открыли потрясающие музыканты: виолончелист Денис Шаповалов и альтист Алексей Людевиг совместно с концертным оркестром духовых инструментов «Сургут Экспресс-бэнд».

Корреспондент газеты «Новый Город» побеседовал с Денисом Шаповаловым — любимчиком знаменитого Мстислава Ростроповича. Музыкант рассказал о врожденности таланта, объяснил, почему играет именно на виолончели и поделился мечтой о выступлении на космической станции.

— Почему вы выбрали виолончель? Что в этом инструменте вас заворожило?

— На виолончель меня отдали родители в возрасте пяти лет, не предоставив мне другого выбора. Вначале меня мало что завораживало, так как вместо игр и прогулок мне приходилось без конца играть гаммы. Однако позже, когда я уже стал что-то понимать в музыке, я осознал, что звук и палитра этого инструмента совершенно уникальны и богаты!Ведь вио­лончель обладает диапазоном сразу четырех инструментов — от контрабаса до скрипки. Сегодня я убежден, что это лучший музыкальный инструмент, на котором можно передать любое состояние души.

— Кто ваш любимый композитор?

-Так как мне довелось играть очень много разной музыки, я чувствую себя легко в любом репертуаре, но по складу мне ближе романтическая музыкаЧайковского и Шумана, а также композиторов с роковым драйвом, например Бетховена и того же Фридриха Гульды, концерт которого играю в Сургуте.

— В апреле 2007 года вы стали первым в истории классическим музыкантом, давшим концерт на Северном полюсе. Есть ли в планах еще что-нибудь подобное и необычное?

— Концерт на Северном полюсе был большой и опасной авантюрой, но я люблю неожиданные эксперименты и путешествия, поэтому не смог отказаться, когда получил такое предложение! С интересом отношусь к подобным вещам и теперь ожидаю приглашения выступить где-нибудь на космической станции (улыбается).

— Вам как артисту помогла вырасти оценка вашего таланта Мстиславом Ростроповичем? Какие отношения вас связывали с этим музыкантом?

— С самого детства я много слушал виолончельную музыку в исполнении Мстислава Леопольдовича. Для меня он всегда был путеводной звездой. Я не мог предположить, что когда-нибудь встречусь с ним и тем более буду играть под его руководством. В 1999 году он пригласил меня на свой фестиваль как победителя конкурса им. Чайковского. С тех пор мы много сотрудничали, выступали вместе в России, Франции, Англии и США. Я очень многому научился у Ростроповича и в музыке, и в общении.

— Можно ли воспитать талант в человеке? Не обладающий так называемой «божьей искрой» может стать великим музыкантом?

— Воспитать талант нельзя — это дар Бога. Талант трудно чем-то заменить, его отсутствие можно пытаться спрятать за внешними эффектами, но настоящего музыканта слышно всегда.Талантливый исполнитель, художник, композитор с легкостью делает то, что обычный человек не сможет сделать даже в результате очень долгой работы. Разница всегда видна.

— Как родителям привить ребенку любовь к классической музыке? С чего начать?

— С раннего детства необходимо знакомить ребенка с популярной классической музыкой просто в формате прослушивания, например перед сном, понемногу продвигаясь к серьезным произведениям, так же как с книгами — начинаем со сказок, постепенно переходим к повестям, романам. Мой одиннадцатилетний сын не учится музыке, но хорошо знаком с многими музыкальными шедеврами и очень их любит. Он уже неплохо разбирается в этом искусстве.

— Как вы относитесь к ремиксам, которые стали столь популярны в наше время: к смешиванию классической музыки с электронной, например?

— Если это сделано талантливо, то это может быть вполне интересно. К сожалению, такой вариант встречается сегодня нечасто.

— Кто из современных классических исполнителей вам импонирует?

— Высоко ценю в коллегах профессионализм, искренность, яркость и талант. Всегда восхищаюсь выступлениями певицы Чечилии Бартоли, пиа­ниста Евгения Кисина, скрипача Сергея Крылова.

— Вы открываете «60 параллель». Волнуетесь перед новой публикой? Как сложилось сотрудничество с «Сургут Экспресс-бэндом»?

— Очень рад приглашению на такой интересный фестиваль, как «60 параллель», к тому же это будет мое первое выступление в Сургуте. Я участвовал во многих фестивалях по всему миру, и новая публика — это впечатления, знакомства, имеющие шанс перерасти во взаимную симпатию, а может и в хорошую дружбу! Уверен, что сотрудничество с оркестром «Сургут Экспресс-бэнд» будет приятным, так как наслышан об их профессионализме.

Что ж, сотрудничество получилось более чем приятным. И на концерте в Сургутской филармонии виолончелист утроил настоящее музыкальное шоу. Подробнее о том, как все прошло, читайте в ближайшее время на siapress.ru и в газете «Новый Город».

Справка: Денис Шаповалов — российский виолончелист и дирижер родом из Пермской области. Сын музыкантов. Окончил музыкальную школу в Дзержинске, Музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Московскую консерваторию, класс Наталии Шаховской. Занимался также с Мстиславом Ростроповичем.

Надежда Макаренко

http://www.siapress.ru/

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору