Денис Шмыров: «Став директором филармонии, я лишу себя творчества»

Добавлено 07 мая 2017 muzkarta

Биробиджанская филармония

У нас каждый обыватель знает, как нужно руководить. Всем: от собственной квартиры до производства, организации и даже государства. Выражение «Если бы я был директором…» таит в себе не то мечту, не то твёрдую уверенность в собственной компетенции. В советские времена практиковалась даже такая комсомольская акция: на один день всех руководителей предприятия замещали молодые специалисты. Революций не происходило, но многие, кто серьёзно относился к работе, задумывались о своих знаниях, способностях и перспективах. В нашем сегодняшнем случае всё наоборот. Дениса Шмырова — человека больше творческого, нежели стремящегося к карьерному росту — назначили исполнять обязанности директора областной филармонии. «Получи, о чём мечтал»? Или наоборот «Свалилось счастье на голову — что с ним делать и куда от него деваться?» На мои вопросы он отвечал легко, будто заранее знал, о чём я буду его спрашивать, и, кажется, искренне.

— Огромное филармоническое хозяйство вы, Денис Николаевич, взвалили на себя три месяца назад. Первые ощущения?

— Назначение меня сильно испугало, но в тот же момент и порадовало. Мне доверили это бремя — пусть даже на неопределённое время. У меня появилась возможность поруководить, посмотреть, каково это — командовать учреждением, в котором очень много проблем. Трудностей я заведомо не боялся, потому что когда-то работал начальником отдела культуры в администрации Биробиджанского района. Все выходные проводил в поездках по сельским домам культуры: где залатать крышу, где приварить трубу. Что-то делал сам, для каких-то работ подключал друзей. Из города пригоняли вышки, доставали шиферные листы. Когда протекает крыша, культура, знаете ли, в массы идти не хочет. Спасибо отцу, который научил меня многое делать своими руками.

— С какими проблемами вы столкнулись здесь именно как управленец?

— Первая и самая большая — нехватка финансирования и лимитов, которые принимаются на год. Если правде в глаза смотреть, на сегодня исчерпаны уже все лимиты по линии ЖКХ. На календаре пятый месяц текущего года, впереди ещё семь, а денег уже нет. После предупреждения мы были вынуждены раньше времени перекрыть тепло. Большая часть платы за коммунальные услуги идёт за счёт внебюджетных средств: аренды помещений и выступлений артистов с лекциями и концертами. При наличии финансирования средства, заработанные нами, шли бы на развитие собственной материальной базы: на пошив костюмов, запись фонограмм, приобретение музыкальных инструментов.

— А кроме коммунальных?..

— Филармония — это концертная организация, а у нас, как бы печально это ни звучало, мало музыкантов. В поисках лучшей жизни они уезжают в другие регионы. Накануне великих праздников — 1 Мая и 9 Мая — город остался без оркестра. На День Победы попытались найти выход, пригласив военный оркестр из Бабстово. Они, конечно, постараются что-то сделать. Другой вопрос, как это у них получится.

— Часто ли вам приходится обращаться к кому-то за помощью, поддержкой?

— Вопрос сложный. Я не привык обращаться за помощью по мелочам — рассчитываю на себя самого. Пока, к счастью, проблемы с теплом — самое сложное из того, что происходит. Мне пришлось позвонить Анатолию Фёдоровичу Тихомирову, сейчас депутату Государственной Думы, — и он пообещал мне посодействовать в решении этого вопроса. Но всё это из разряда взаимоотношений личного характера. Я не писал ему никаких писем и обращений, просто позвонил и попросил о помощи. А больше всего меня поддерживает творческий коллектив и команда, которая работает в филармонии. Не только артисты, это и большой обслуживающий персонал — от рабочих по сцене до уборщиц и сантехников.

— А к бывшему руководителю филармонии приходится обращаться за советом?

— Конечно, особенно на первых порах приходилось. Она никогда не отказывает. Елена Анатольевна Хозяйская и сейчас очень переживает по поводу филармонии, она для неё — дом родной. При ней мы аккумулировали наши общие усилия. Тогда за счёт грантов получилось улучшить материально-техническую базу филармонии.

— Как строится работа с правительством области?

— Ничего определенного не могу сказать. Знаю, как эта работа строилась раньше. При подготовке больших мероприятий, проведении праздников, юбилеев собирался оргкомитет — и задачи решали совместно. Сейчас, может быть, они и собираются, но я ни на одном оргкомитете не был, похоже, меня там просто не замечают. Если честно, немного обидно. Хочется что-то делать, но непонятно что. Например, на носу главное культурное событие в области — фестиваль еврейской культуры, а мы ещё даже не знаем, что это будет и что от нас требуется. Знаю, что режиссёра назначили из Москвы. Надеюсь, он приедет и поставит конкретные задачи.

— Вот вызовут вас завтра в управление культуры и спросят, хотите ли стать «настоящим директором». Какой будет ответ?

— Мне уже поступало такое предложение. Я подумал, выписал себе плюсы и минусы, и принял решение. Самый главный минус в том, что, став директором филармонии, я лишу себя творчества. А я именно за этим шёл работать в филармонию. Государственным служащим я уже был и знаю, что это такое. Я могу справиться с работой хозяйственника, менеджера, но мне, к счастью, более интересна творческая работа.

— Как ладят между собой Шмыров-руководитель и Шмыров-артист?

— Пока я «при исполнении», подали заявки на грант президента по поддержке творческих проектов. В частности, хочу покопаться в еврейском фольклоре. Я приобрел интересный сборник Райзе и планирую сделать постановку по мотивам еврейских сказок. Уже даже название есть: «Аз бобе майсес» — «Бабушкины сказки». Используя своё временное служебное положение, я подписал письмо, в котором согласовал наличие постановочной площадки, что являлось обязательным условием. А ещё в творческих планах — гоголевский «Ревизор». Очень хочу попробовать поставить классику. Может быть, можно было сделать что-то больше, но здесь, на этом рабочем месте, я столкнулся с просто кошмарной ситуацией. Никогда в жизни я так часто не присутствовал на судах и различных административных комиссиях! Сколько на это уходит времени! Постоянно приходится изучать какие-то законы, другие нормативные акты. Больное место — проблема противопожарной безопасности. Служебная часть здания не оборудована противопожарной сигнализацией. Это очень затратный пункт, который мы выполнить не можем. Очень много разных проверок, результаты которых не в нашу пользу. Есть предписание ФСБ, по которому наш объект должны охранять не вахтёры, а частные охранные предприятия. Это тоже требует определённых финансовых затрат, которые не заложены в бюджете. В Москве не вой-дешь в театр, минуя рамку. Там это норма жизни, и никто не возмущается требованию представить к досмотру сумку. У нас же это огромная проблема. Просьба контролёра показать содержимое рюкзака нередко оборачивается скандалом.

— Что бы вы хотели попросить у власти, как ребёнок у Деда Мороза?

— Хочется, чтобы филармония реально обрела высокий статус главного учреждения культуры области. Наш губернатор Александр Борисович Левинталь как-то сказал, что культура — это лицо региона. Очень печально, сердце кровью обливается, когда «лицо» в таком состоянии. Однажды я был в посёлке Серышево Амурской области. По сути большая деревня, а Дворец культуры оснащён по последнему слову техники. Мечтаю, чтобы мы когда-нибудь достигли такого уровня.

Расспрашивал Александр ДРАБКИН

www.gorodnabire.ru/novosti…stva

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору